вторник, 1 сентября 2015 г.

Адаптация к первому классу. Рекомендации родителям

Когда говорят об адаптации к первому классу, то акцент делают именно на ребенке. Я бы хотела сначала несколько слов и рекомендаций озвучить родителям детей-первоклассников, которые испытывают не меньший стресс, чем их чадо.
Во-первых, стараться не перекладывать на ребенка собственный стресс, тревогу, особенно, если вы – человек впечатлительный и вам свойственно преувеличивать, видеть мир в «тревожных красках» и сильно переживать неудачи и промахи. Ребенок, скорее всего, и так от вас этого набрался за время своего взросления… Кстати, если не хотите, чтобы он делал также, попробуйте начать сами иначе реагировать на события, которые случаются в жизни. Даже если вы не можете изменить действительность, вы всегда можете изменить к ней отношение…
Во-вторых, ребенок сразу всему не научиться, и он будет совершать ошибки. Дайте ему право на ошибку. Учение – это процесс.
Далее, дети не будут такими же учениками, какими были вы… Их будут учить совсем иначе. Фраза «а меня учили так…» должна занимать достойное место в семейном архиве вашей школьной жизни, но никак не определять перспективы обучения вашего ребенка.
Важно отличать собственные переживания и ожидания, от того, чем живет ребенок. Например, родители могут волноваться о том, что ребенок может недостаточно хорошо освоить школьную программу, а ребенка будет беспокоить то, как он будет ходить в школьных туалет, потому что он не закрывается на замок… Родители будут думать об успешности, а ребенок переживать о том, что у него очки, а больше в классе ни у кого их нет…
Теперь рекомендации, более относящиеся к процессу более легкой адаптации любимого чада к школе.
1. Разговаривать, поддерживать ребенка, радоваться и сочувствовать ему, когда он огорчен.
2. Быть внимательными к его эмоциональному состоянию, слушать и наблюдать за изменениями в его настроении, физическом самочувствии. Интересоваться не только школьными успехами. Не обесценивайте чувства ребенка, какими бы «глупыми» они вам не казались. Этими чувствами он сейчас живет, они для него важны. Обесценивая их, вы можете постепенно терять доверие своего ребенка.
3. Поэкспериментировать с режимом подготовки уроков, который окажется оптимальным для вашего ребенка. Одному будет необходимы «перемены» между подготовкой к разным предметам, а другой более эффективно выполнит все сразу, без всяких отвлечений. Почему здесь важно экспериментировать, пробовать? Потому что у нас, как у родителей, есть собственное представление, как ребенку лучше делать уроки. Но наше «лучше», может не работать на ребенке по многим причинам.
4. Не нужно критиковать и негативно оценивать систему образования, учителя, директора, школу, одноклассников и их родителей… Для ребенка это та среда, в которой он либо будет хорошо и с удовольствием жить, либо вынужден будет тяжело приспосабливаться и уживаться. Ваши негативные оценки никак не будут способствовать его положительному настрою. Если события будут переживаться ребенком как обидные и несправедливые, постарайтесь выслушать его, может быть выслушать другую сторону конфликта, при этом воздержаться от скоропалительных выводов и наказаний своего ребенка.
5. Избегайте чрезмерных требований к ребенку. Первые два месяца (а то и полгода) для ребенка будут очень трудными. Важно помнить, что здоровье ребенка (физическое, психологическое) важнее, чем невыполненное единичное домашнее задание. Снизить учебную мотивации проще, чем ее повысить.
6. Необходимо хвалить ребенка и отмечать его достижения. Но отмечать те достижения, которые действительно являются таковыми… Для одного ребенка достижением будет встать и перед всем классом ответить учителю на заданный вопрос, а для другого таким достижением окажется участие в школьной конференции или вставке работ. Не нужно чересчур восторгаться тем, что ребенку и так легко дается. Важен момент движения, развития и достижений, даже самых минимальных.
7. Дайте ребенку право на самостоятельность: при подготовке домашнего задания, при выборе кружков и секций и пр.
8. Дайте ребенку право на отдых.
9. Дайте ребенку право на плохое настроение, негативные мысли и эмоции, которыми он может с вами делиться.
10. Решите вместе организационные вопросы: подготовьте рабочее место, выберите канцтовары и пр.
И последнее. Невозможно оградить ребенка от встречи с Жизнью, подстелить соломку там, где, по вашему мнению, он может поскользнуться и упасть. Но быть рядом с ребенком, пока это ему необходимо, возможно и нужно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий