воскресенье, 5 августа 2012 г.

1965 год.Жил-был мальчик…Дима Медведев

В сентябре в Ленинграде появился на свет мальчик, родители на-звали его Димой. Он был очень любознательным и прилежным, его первая учительница вспоминала, что он «все время посвящал учебе». После школы юноша поступил в университет, и ректор характеризовал его так: «Хороший крепкий, студент». 
Шли годы, Дмитрий стал преподавателем, потом… Короче говоря, сейчас весь мир знает этого энергичного, практичного и еще молодого человека. Это третий президент РФ – Дмитрий Анатольевич Медведев. 
В шестьдесят пятом в Советском Союзе отмечалось 20-летие Победы в Великой Отечественной войне. Стоит отметить, что впервые с со-рок пятого года 9 мая отмечалось так торжественно. Этот день был объявлен выходным, на Красной площади состоялся военный парад. Столице присвоили высокое почетное звание «Города-Героя», и Первый секретарь – Генеральным он станет спустя год – ЦК КПСС Леонид Брежнев приколол к знамени Москвы орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».


Отзвуком юбилея Победы можно считать присуждение главного приза Московского кинофестиваля картине «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Сколько там умных и поучительных слов! Как, на-пример, эти, сказанные Пьером Безуховым: «А я говорю: возьмёмтесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя — деятельная добродетель».
Еще одно приятное событие – автор «Тихого Дона» и «Поднятой целины» Михаил Шолохов стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Любопытно, что писатель не поклонился королю Густаву Адольфу VI, вручавшему премию. Говорят, из-за гордости, а, может, Михаил Александрович просто не знал этикета…



СССР в годы хрущевской оттепели. Фильм «Мне 20 лет»


Фильм режиссера Марлена Хуциева и сценариста Геннадия Шпаликова имел название «Застава Ильича», но при предварительном показе был раскритикован Хрущевым, подвергся цензуре. Вышел в прокат сильно порезанным и с названием «Мне 20 лет».
В «ткани» фильма точно зафиксированы многие характерные приметы времени. Постоянные раздумья героев о прошедшей войне, о судьбе отцов, погибших в юном возрасте. Тема зарождающегося социального («номенклатурного») неравенства в советском обществе. Новая богема – молодые Тарковский и Михалков-Кончаловский, красавицы-манекенщицы. Тема стукачества, которое обязано было отмереть с осуждением сталинизма, но почему-то не умерло. Вдохновенная радость в глазах молодежи, необычайная одухотворенность лиц на поэтическом вечере в Политехническом музее.

Надежда я останусь цел
Не для меня земля сырая
А для меня твои тревоги
И добрый мир твоих забот

Так пел Булат Окуджава в фильме «Застава Ильича», подчеркивая главный лейтмотив эпохи хрущевской оттепели: надежду на перемены. Знаменитые вечера поэзии в Политехническом действительно были для молодежи, для страны, огромной заряжающей солнечной батареей. Какие талантливые люди там выступали! Светлов, Казакова, Окуджава, Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко, Эренбург. 
Авторы фильма смогли запечатлеть самое главное, будто находились не внутри времени («изнутри» трудно, почти невозможно, видеть суть), а создавали картину десятилетия спустя. И уже были написаны, и уже звучали в кадре стихи Вознесенского:

Политехнический,
ты это помнишь?
Мы расстаемся, Политехнический.


Недолгая оттепель закончилась, фильм раскритиковали, сократили в два раза и велели переименовать. В полном объеме и под оригинальным названием, «Застава Ильича», зрители смогли увидеть его только в 1988 году. Талантливый свидетель эпохи, поэт и сценарист Геннадий Шпаликов, погиб от депрессии в 1974 году.

Эра цветного телевидения в СССР. Жизнь в цвет


К середине 50-х стало понятно, что телевидение вслед за кино, фотографией и книжными иллюстрациями вскоре станет цветным. Настроения общества полностью совпадали с курсом правительства на научно-технический прогресс. Уже в ноябре 1953 на Шаболовке строят Опытную станцию цветного телевидения (ОСЦТ-1), которая просуществовала два года. Для осуществления вещания ленинградский завод им. Козицкого выпустил специальную, в несколько сотен штук, партию телевизоров с многообещающим названием  «Радуга». 
Как создавалось в то время цветное изображение? Один кадр в три прием передавался в разном цвете – красном, зеленом и синем. Глазом три одноцветных изображения воспринимаются как единое и многоцветное. На этом принципе работала не только студия на Шаболовке, но и подобные студии во всем мире – в Японии, Соединенных штатах, Великобритании и Франции. 
Именно французам мы обязаны появлению цветного телевидения в СССР. Когда встал вопрос о выборе системы цветного телевидения, в Москву специально для продвижения французской системы SЕСАМ  прилетал президент де Голль. Купит Москва – купят и другие страны соцлагеря. Так вопрос о цвете стал вопросом большой политики. При этом французская система и оборудование не были самыми лучшими и дешевыми. Специалисты высказывались за оборудование английской фирмы «Маркони». Но политика есть политика. 
В марте 1965 между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения.  Эту дату можно считать началом советского цветного телевидения. Первые телевизоры тоже были французского происхождения: «Рубин-401» и хит продаж – «Рубин-714». При этом при переходе на цвет в сфере электронного оборудования наметился серьезный кризис: черно-белые телевизоры никто уже не покупал, а цветные были достаточно дороги и недостаточно проверены народом. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий