суббота, 17 декабря 2016 г.

Автопилот: грандиозная мистификация

AUTOPORTRET приводит восемь аргументов, которые доказывают, что машины не будут ездить на автопилоте в ближайшие годы.
1-terminator.jpg

Вы надеетесь, что через пять лет машина будет сама возить вас на работу? На то, что по пути можно будет смотреть кино, читать новости, есть, красить губы или просто спать? На то, что функции водителя будет выполнять компьютер, так называемый автопилот? Не надейтесь, этого не будет. Приведу только восемь убийственных аргументов из множества.


Говоря об автопилоте, часто вспоминают прогресс, связанный с мобильными телефонами. Говорят, - могли бы вы представить 20 лет назад, что будете держать в руках нынешние смартфоны, а стационарные домашние телефоны уйдут в прошлое? Но вспомните, обещали ли вам кто-то такие смартфоны 20 лет назад? То-то и оно, сделали потихоньку, безо всякого шума. В случае же с автопилотом много шума из ничего.

2. Кадр из фильма "Вспомнить все" 1990 г
2-total-recall.jpg

Перейдем к аргументам.
Аргумент первый. Если бы с автопилотом все было так просто, он давно появился бы на железных дорогах. Известно, что человеческий фактор одна из главных причин железнодорожных катастроф.
Приведу лишь несколько примеров.

19 сентября 1997 года в черте Лондона на станции Соутолл скоростной пассажирский поезд протаранил грузовой. 7 человек погибли, 137 были ранены. Авария произошла по вине машиниста, который отвлёкся и не заметил жёлтый сигнал светофора.

5 октября 1999 года в черте Лондона неподалёку от станции Паддингтон лоб в лоб столкнулись два дизель-поезда по вине машиниста одного из них, который проехал на запрещающий сигнал светофора. В результате, 31 человек погиб, 227 были ранены.

25 апреля 2005 года в Японии скоростной поезд отставал от графика, поэтому машинист решил рискнуть и значительно превысил скорость на опасном повороте. В результате поезд сошёл с рельсов и врезался в здание паркинга недалеко от станции Амагасаки. 107 человек погибли, 562 получили ранения.

13 сентября 2008 года близ Лос-Анджелеса машинист пригородной электрички не остановился на красный сигнал светофора и она врезалась в грузовой состав. Погибли 23 человека.

24 июля 2013 года на станции Сантьяго-де-Компостела в Испании из-за превышения скорости на повороте сошел с рельсов высокоскоростной поезд. Погибло 79, ранены 139 человек.

3. Пострадавший на станции Сантьяго-де-Компостела
3-train-spain.jpg

Список далеко не полный, это лишь несколько из десятков железнодорожных катастроф последних лет. Казалось бы, автопилот может решить проблему, он никогда не отвлечется от дороги и не превысит скорость. Но вот что говорит генеральный директор группы «Государственные железные дороги Италии» Ренато Маццончини. "Пока еще сложно сказать, каким образом будет проводиться работа в этом направлении (введение автопилота) на железных дорогах. Но она несомненно будет проводиться. В итоге на железных дорогах появятся поезда без машинистов. Правда, вероятнее всего, на магистралях это будет не скоро. Какие системы необходимо развивать, как они должны взаимодействовать между собой. … На данный момент единой точки зрения по этому вопросу нет". На дорогах автопилоты появятся уже через пять лет, а у них нет единой точки зрения! Не задумывались почему? Кстати, добавлю, что со следующего года Ренато Маццончини возглавит Международный союз железных дорог. Он же говорит, что поезда без машинистов есть в некоторых метрополитенах, но это совсем другое дело, так как там идет речь о ЗАКРЫТЫХ СИСТЕМАХ. К ним мы еще вернемся, но пока о других проблемах.

4. Катастрофа на станции Сантьяго-де-Компостела
4-train-spain.jpg

Аргумент второй. Создатели систем автономного вождения еще не решили, как они должны функционировать. Есть два подхода. Согласно первому каждый сам за себя, каждая машина сама определяет, как и куда ехать. Согласно второму движением всех машин управляет суперкомпьютер. У обоих предложений есть масса недостатков. В первом случае ехать будут кто в лес, кто по дрова. Разные алгоритмы, разная степень готовности автопилотов (не секрет, что не у всех автомобильных компаний, даже крупнейших, есть подобные разработки высокой степени готовности). Во втором транспортная система становится уязвима для хакеров, любой суперкомпьютер можно взломать. Разброд и шатания напоминают то, что происходит между производителями ноутбуков, которые даже зарядки стандартизировать не могут.

5. Концепт электромобиля Volkswagen ID с автопилотом
5-VW-ID.jpg

Аргумент третий. Проблемы с передачей данных. Любой сбой в работе систем позиционирования или "подтормаживание" компьютера, передающего информацию о траффике, будет приводить к хаосу на дорогах. Вспомните, как навигаторы "перекидывают" машины от стен Кремля в московские аэропорты. Куда повезет автопилот, моментально переместившися с Моховой во Внуково? Разработчики говорят, что такие проблемы решаются написанием соответствующих программ. Но пока их не написали.

6. Руль в концепте Volkswagen ID убирается "за ненужностью"
6-VW-ID.jpg

Аргумент четвертый. Нынешним машинам с автопилотом для передвижения нужна разметка. Что они будут делать на дороге, например, во время снегопада, когда разметка занесена снегом? Говорят, что проблема решается написанием соответствующих программ. Но их пока нет. Можно улучшать системы позиционирования, монтировать датчики в дороги. Но это будет стоить кучу денег, займет массу времени (у нас в Москве Нагатинский метромост ремонтируют уже больше пяти лет, и не надо говорить, что в других городах и странах дела со строительством обстоят намного лучше) и потребует общих усилий (см пункт про две системы управления потоком машин с автопилотами).

7. Тесла всегда умела продавать свой товар
7-Tesla-Model-X.jpg
8. Картинка, которая поясняет, как работает автопилот Теслы, который больше не называют автопилотом
8-tesla.jpg

Аргумент пятый. Машины очень плохо взаимодействуют с человеком, он для них непредсказуем. Самое опасное время настанет тогда, когда доля автомобилей с автопилотом достигнет существенных значений (по некоторым оценкам, порядка 30%), но и живых водителей на дороге будет оставаться много. Полный хаос – "правильные" до тошноты роботы и непредсказуемые люди. Казалось бы, логично сделать присутствие систем автопилотирования обязательными для новых автомобилей и проводить постепенный переход на машины со "спящими" автопилотами. А активировать их тогда, когда доля таких машин будет приближаться к 100%. Но об этом никто не думает.

9. В НАМИ умеют продавать не так хорошо, как Маск, поэтому признают, что делают пока микроавтобус с автопилотом только для замкнутых систем
37.jpg


Аргумент шестой. Машина не готова к неожиданностям, только к тому, чему ее научил человек. Представьте себе сильную гололедицу. Как будет действовать машина в этих условиях? Помните, что было в этом месяце после ледяного дождя в Монреале? Люди не справлялись, а машины справятся? Также человек пока не научил машину видеть на дороге собак и кошек, не говоря уже про кирпичи, открытые люки и т.д. Активисты автопилотного движения говорят, что такие проблемы решаются программно. Но пока их не решили.

И мы возвращаемся к тому, что дорожная система ОТКРЫТАЯ. Здесь возможно огромное количество вариантов, предусмотреть каждый из которых невозможно. Помните аварию Теслы со смертельным исходом? Автопилот просто не заметил фуру с нестандартными параметрами и бодро въехал под нее. Научить робота водить машину гораздо сложнее, чем играть в шахматы. Кстати, вы знаете, что когда умные машины играют с гроссмейстерами, за ними приглядывает команда, в которую входит десяток вполне себе живых людей? Да и то, у них есть время на размышления над каждым ходом, в отличие от дороги, где решения порой нужно принимать за десятые доли секунды.

10. Первый беспилотный проект Volvo - Drive Me. Этот автомобиль бороздит дороги Гётеборга
10-Drive-Me-Volvo.jpg
11. Мозг беспилотного Volvo
11-Drive-Me-Volvo.jpg

Аргумент седьмой, антитеррористический. Автомобиль с автопилотом лучший друг террористов – набил его взрывчаткой и отправил по нужному адресу. Что с этим делать пока не знает никто. Программно проблему не решишь.

12. В сети можно встретить множество подобных картинок, на которых руль не нужен
12-face-to-face.jpg

Аргумент восьмой и последний в этом тексте (есть еще множество, но мне уже лень продолжать). Существует проблема выбора, который встает перед машиной, когда столкновение неизбежно, - кого убить? Нам говорят, что юристы покумекают и решат ее за пару лет. Но на самом деле проблема нерешаемая. По логике и этике будут случаи, когда автомобиль будет принимать решения не в пользу тех, кто в нем находится. Но скажите мне, вы купите машину зная, что она убьет вас и ваших близких, если посчитает это правильным?

13. Беспилотная система транспортировки автомобилей на заводе Nissan в Оппама. Обратите внимание, снова ЗАМКНУТАЯ система
13-Nissan.jpg

В силу перечисленных выше причин до автопилота ни я, ни вы не доживете. Что же будет тогда в ближайшие годы? Появится множество новых функций, облегчающих водителю жизнь, вроде отключения дворников на автомойке. А человека оставят за рулем, чтобы было кому отвечать в случае чего. Но уже сейчас водители не те, что пару десятков лет назад. Я недавно разговаривал с чемпионом России по автомобильным кольцевым гонкам Борисом Шульмейстером и он констатировал резкое снижение водительского мастерства и незнание водителями элементарных вещей, связанных с управлением автомобилем. Достаточно того, что молодых гонщиков сейчас приходится учить ездить на машинах с механическими коробками. В дальнейшем ситуация будет только усугуб​***ься. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий