суббота, 26 ноября 2016 г.

Зверье английских королей

Страус-гвоздоед, слон-алкоголик, агрессор-бабуин и бездуховный медведь гризли. Такие славные ребята жили в королевском зверинце, который располагался в Тауэре, известном своей тюрьмой и камерой пыток. Веселый рассказ о животных английских монархов в блоге «Занимательная Англия».

«Камера находилась под землей. Там было темно. Особенно у входа. Это было большое помещение со всевозможными орудиями пыток. Они сказали мне, что я испробую всё. Затем спросили, готов ли я признаться… 
Боль была настолько сильной, что я думал, мне не выдержать. Я был на грани. Но я справился… 
Где-то после часу дня я, вероятно, лишился чувств. Не знаю, сколько я был без сознания. Наверное, долго…»


Это – слова Джона Джерарда. В 1588 году он тайно приехал в протестантскую Англию из Рима с небольшой группой священников-иезуитов, с целью проведения подпольных католических богослужений и установления связей с видными людьми, стремящимися вернуть страну в лоно «истинной» церкви. Ему удавалось успешно работать в течение шести лет, хотя его сподвижники, приехавшие с ним на Альбион, давно были схвачены и  казнены. Но его предал слуга, который работал в доме, где он скрывался. Джерарда арестовали. Три года он провел в заточении. В конце концов, его привели в Тауэр и подвергли пыткам, пытаясь вытянуть из него признание в том, что он прибыл в Англию в рамках заговора против королевы Елизаветы. Священник молчал. Гибель была неминуема. Однако ему улыбнулась удача: в 1597 году он бежал и продолжил свою подрывную деятельность…
Пытка
Славная крепость, Лондонский Тауэр, использовалась в качестве тюрьмы с XII века. Но не только. В этом крупном комплексе, состоящем из нескольких зданий, располагались в разные времена и монаршая резиденция, и арсенал, и казначейство, и…
Королевский зверинец
Тауэр
Говорят, что все началось в начале XIII века во времена короля Ионна Безземельного (мне категорически не нравится, что русские историки называют английских монархов жуткими именами – Иоанн, Яков, Вильгельм… особенно Вильгельм), когда из Нормандии на остров привезли целое стадо (или стаю) диких животных. Что было в том грузе, сказать невозможно, потому что:

- Дело очень старое.
Кадр из фильма «Сокровища Агры»

Однако некоторые сведения из той далекой эпохи до нас все же дошли. В 1235 году император Священной Римской империи Фридрих II женился на сестрице английского короля Генриха III(годы правления 1216—1272) Изабелле. И чтобы красиво скрепить союз, он решил сделать своему шурину что-нибудь приятное. Но что подарить? Наполненный драгоценностями золотой ларец? Банально. Резвого скакуна? Избито. «О!» - воскликнул вдруг император и забегал, довольный, по покоям.

Короче говоря, в 1235 году Генрих III получил от немца трех леопардов (или львов). Однако на этом живые подарки не закончились. В 1252 году норвежский король Хакон IV Старый преподнес ему белого медведя вместе, что характерно, с дрессировщиком. Этому зверю крупно повезло: пока он был юн и мил, ему позволяли бегать по всей крепости. А когда он подрос, смотритель ежедневно выводил его, в наморднике и на поводке, гулять на Темзу. Причем поводок был такой длинный, что мишка мог спокойно плескаться в реке, ловить рыбу и совершать гигиенические процедуры. Лондонцы толпами ходили смотреть на это чудо.
Карикатура на королевский зверинец
Но и это еще не все. Три года спустя французский король Людовик  IX подарил Генриху слона! Такого на Альбионе прежде не видывали.
Слон Генриха III, Мэтью Парижкий, XIII век
Коллекция пополнялась регулярно, так что к концу XIII века приемнику Генриха Эдуарду I пришлось ввести официальную должность смотрителя королевского зверинца.
Все для народа

В XVI веке географический кругозор европейцев заметно расширился, и экзотических животных стало больше. Но главное, что в этот период зверинец открылся для посещений, и народ хлынул в Тауэр поглазеть на львов, тигров, рысей, дикобразов и так далее.
Дикобраз, 1551 г.
Особое внимание зверинцу уделял король Яков I (время правления 1601-1625). Ему так нравились львята, что он, говорят, лично изготовил бутылочку с соской, чтобы выкармливать своих питомцев.

Однако человек, как известно, - город контрастов (я вся такая внезапная, такая противоречивая вся). Несмотря на очевидную любовь к животным этот чувственный монарх устраивал кровавые зрелища, стравливая львов, медведей и собак. Король со своим окружением наблюдал за процессом со специально выстроенной для этой цели платформы, а праздный люд толпился, где придется. Когда животные отказывались драться (и такое бывает), зрители, бедняжки, очень расстраиваюсь.

Кроме этого, в зверинце содержались аномалии: например, животные, родившиеся с бóльшим или меньшим количеством лап. Эти экземпляры пользовались у публики изрядным успехом (тут сразу вспоминается Петр Первый с его коллекцией «уродцев»). Однако мыслящие граждане относились к этому делу критически. Писатель Нед Уорд (1667 – 1731), пораженный этим зрелищем, как-то отметил: «Им следовало бы проявлять такую же заботу по отношению к искалеченным людям, которые, родившись с двумя ногами, утратили конечности, служа родине».
  
Нед Уорд, XVII век
Следует также отметить, что в зверинце стояла невыносимая вонь. В 1720 году в исследовании о положении дел в Лондоне сообщалось что «от животных исходит страшное зловоние, которое крайне негативно сказывается на состоянии здоровья смотрителя… Его голова настолько пропитана этим смрадом, что он даже испытывает трудности с речью». Еще бы, зверей было немало, а запах, знаете ли…

- Позвольте-с вас спросить, почему так отвратительно пахнет?
- Ну, что ж, пахнет... известно: по специальности. 
Кадр из фильма «Собачье сердце»

Но животным, надо сказать, жилось несладко. Клетки были тесные. Да и кормили их часто совершенно неподходящей едой: тогда специалистов по звериной диетологии никто не подготавливал. Поэтому немногим удавалось дожить до зрелости. Но в XVIII веке из смертности начали извлекать пользу: смотрители передавали туши ученым - для анатомирования. Короче говоря, Просвещение!  
Чудеса гастрономии

В начале XVIII века билет в зверинец стоил три пенса (в конце столетия – девять). Однако для тех, кто приносил с собой дохлую кошку или собаку, вход был бесплатным. Почему? Потому что это был своего рода деликатес. В детском путеводителе, изданном в 1741 году, сообщалось, что: «Львам, пантерам, тиграм и леопардам два раза в день дают овечьи головы и потроха … Но пантеры, тигры и леопарды намного больше любят сырую собачатину». Есть в этом что-то вьетнамское…

Напитки тоже подбирали со вкусом. К примеру, еще во времена Якова I смотрители опытным, очевидно, путем выявили, что индийские слоны имеют склонность к выпивке. Поэтому в их ежедневный рацион непременно входил галлон вина (4,5 литра). А зебру (в начале XIX века), которую заставляли катать на хребте детей, время от времени поили элем, чтобы, видимо, наладить ее жизнь.
Кадр из мультфильма «Следствие ведут колобки»
Случались и откровенные перегибы. В конце XVIII века в зверинец привезли страусов. Не знаю, по какой причине, но почтеннейшая публика считала, что эти существа могли переваривать железо, поэтому им в клетку бросали гвозди. И только после того как одна птица издохла и во время вскрытия у нее в желудке обнаружили восемьдесят гвоздей, эту гипотезу пришлось отбросить как ошибочную.

Личная ремарка
Слышал однажды такую шутку: «Желудок аллигатора переваривает листовое железо. А желудок десантника переваривает аллигатора». 
О душе бы подумал…

Примечательный случай произошел в 1767 году. В зверинец в сопровождении флейтиста пришел известный религиозный деятель Джон Уэсли. Он попросил музыканта сыграть протяжную мелодию, а сам принялся ходить от одной клетке к другой, внимательно всматриваясь в морды животных, чтобы выявить, есть ли у них душа.

Эффект был слабенький: звери равнодушно смотрели на докучливых посетителей. И только один лев вскочил на все четыре лапы и насторожился. Так что вопрос о звериной духовности остался неразрешенным. Однако одно удалось доказать наверняка: у старого медведя гризли Мартина души точно не было, потому что он страшно рычал, наотрез отказываясь вступать в диалог с искусством.

Примечание
Есть мнение, что Уэсли хотел осведомиться только о наличии души у львов, и что первый медведь гризли попал в королевский зверинец лишь в 1816 году. Однако автор книги Georgian London Люси Инглис сообщает, что Марин в эксперименте участвовал. 
У вас несчастные случаи были?

Безусловно, были и немало. В 1686 году некая Мэри Дженкинсон (возможно, служанка, а, может, и любовница смотрителя) по нерасторопности слишком близко подошла к клетке со львом, и хищник вцепился ей в руку. Рана была ужасной, и врачи приняли решение ампутировать конечность. Но это не помогло: несколько часов спустя девушка скончалась.

В XVIII веке команда моряков везла в Тауэр бабуина. Обезьяна где-то умудрилась раздобыть пушечное ядро и швырнула им в юнгу. Мальчик скончался на месте.

В начале XIX века леопард растерзал беднягу уборщика, который чистил его клетку. В том же XIX столетии обезьяна укусила за ногу военнослужащего, который, к счастью, выжил…

Кстати, о бабуинах. К ним относились с большим подозрением. В путеводителе 1753 года посетителям настоятельно рекомендовалось соблюдать осторожность у клетки с обезьянами, так как одна из них наловчилась мастерски кидаться всем, что попадется под руку. А под руку ей часто попадались и продукты ее собственного пищеварения. Так что, сами понимаете, можно было оказаться в очень неловкой ситуации.
Бабуины
Последний рык королевского зверинца

К началу XIX века зверинец был в плачевном состоянии. Теснота и дурная диета сделали свое дело, и в заведении, как сообщают, осталось лишь четыре льва, пантера, леопард, тигр и наш старый знакомый бездуховный медведь гризли Мартин. Сотрудники утверждали, будто ему уже больше ста лет, что, конечно, можно смело считать лукавством или даже откровенным враньем, потому что гризли в дикой природе живут где-то 25 лет.
Зверинец, рисунок 19 века
Но в 1822 году на пост смотрителя был назначен Альфред Копс. Будучи известным любителем животных, он с большим энтузиазмом принялся пополнять коллекцию. Так что через некоторое время «население» зверинца достигло 280 особей. Но это уже был перебор (а запах!), поэтому в 1830 году было принято решение передать зверей Лондонскому зоологическому сообществу. И пару-тройку лет спустя бóльшая часть этого рычащего и фыркающего добра была размещена в созданном в 1828 году зоопарке.
Лондонский зоопарк, 1835 г.
На этом славная 600-летняя история королевского зверинца закончилась.

Всем удачи!

(С) Денис Кокорин

Комментариев нет:

Отправить комментарий