суббота, 7 февраля 2015 г.

АЛКОГОЛЬ ДРУГ ЧЕЛОВЕКА?

Страшно жить в мире, в котором тебя подстерегает алкоголь? Не бойся. Просто приручи его.
Выпивший человек – разговорчив. А если выпил культурный человек – отчего бы не послушать? Но если и ты культурный человек, то не станешь принимать за истину всё, что тебе навяливают, а сделаешь выводы с учётом собственного опыта. 
Алкоголь импортировали пришельцы

История отношений Человека и Алкоголя насчитывает минимум 9 тысяч лет. Этим возрастом датированы самые ранние кувшины для изготовления вина, обнаруженные археологами в Китае. Очевидцев тех событий, по понятным причинам, не осталось, поэтому в версиях о происхождении алкогольных напитков недостатка нет. По одной из них, рецептуру «божественного нектара» люди получили от астронавтов – пришельцев. Якобы инопланетные гости, обнаружив, что земная пища богата железом, с помощью алкоголя выводили этот вредный для них элемент из своих внеземных организмов. Ну а люди, обнаружив у «лекарства» массу прекрасных сопутствующих качеств, тут же объявили визитёров-гуманоидов богами, сошедшими с небес.

Самогонный организ
На самом деле Алкоголь всегда был с Человеком. Вернее – в человеке. В качестве химического соединения он естественным образом присутствует в нашем организме как продукт обмена веществ. Мало того, алкоголь, находящийся в крови (эндогенный этанол) является основным барометром психоэмоционального состояния человека. При высоком уровне этанола вы счастливы и веселы, при низком – впадаете в хандру и депрессию. Неудержимая тяга хронического алкоголика к бутылке – лишь способ удовлетворить стремление организма к высокому уровню эндогенного этанола. Но способ тупиковый и безрезультатный, ибо принятие любого продукта извне неизбежно отучает организм от самостоятельной работы по его производству внутри.
Нельзя не пить
«Алкоголизм не отдых, а тяжёлая работа», – утверждал артист Георгий Бурков. Алкоголик помнит ощущение «радости пития» и раз за разом пытается вновь его достигнуть. Но тщетно. Поэтому извините, «граждане алкоголики, хулиганы и тунеядцы», но наш разговор не для вас. Убеждённые трезвенники также не входят в сегодняшнюю целевую аудиторию. Твёрдые принципы достойны уважения, но, как писал М. М. Жванецкий: «Нормальный человек в нашей стране откликается на окружающее только одним – он пьёт. Поэтому непьющий всё-таки сволочь». Нам же ближе позиция поэта и писателя Игоря Губермана, утверждающего:
«Себя я пьянством не разрушу,
Ибо, при знании предела,
Напитки льются прямо в душу,
Оздоровляя этим тело».
Овладеть этим «знанием предела» и весело пройти по лезвию жизни между сциллой трезвости и харибдой алкоголизма – задача не из лёгких. Попробуем найти рецепт вместе?
Пить можно всем
Хотя зачем искать, когда ещё в ХI веке его выписал персидский поэт Омар Хайам в форме знаменитого рубаи: «Пить можно всем! Знать нужно только что, где и сколько». И тут поэту можно доверять, ведь его соотечественники были первооткрывателями способа перегонки для получения спирта. Первую водку в 860 году изготовил арабский врач Парес, правда, использовал её исключительно в медицинских целях, как и положено правоверному мусульманину. Воспользуемся опытом профессионалов и разберём их методику алкогольно-человеческих взаимоотношений, применительно к современной нам действительности.
Что
Итак, пункт №1 – «что?». Будем максимально конкретны. Никаких коктейлей. Здесь вам не «бармен-шоу». Ценители вин – прошу на курсы сомелье. Виски? Отдельный и долгий разговор о дорогом и о-о-очень индивидуальном напитке. Коньяк… кофе и сигары будут предложены джентльменам в конце вечера. «Пиво – напиток интеллектуалов. Очень жаль, что идиоты тоже его употребляют», – сказал Рэй Брэдбери, фантастически закрыв тему. А наш выбор – чистый продукт и проверенные рекомендации. Если ваш личный опыт не совпадает с нашим – добро пожаловать на форум. Спорьте, добавляйте, комментируйте.
Водка. Все 26 граней гранёного стакана утверждают – самый рациональный продукт. Хочешь опьянеть, выпей водки – опьянеешь. Глубина опьянения регулируется величиной дозы и частотой приёма. Количество степеней очистки и уровней фильтрации обратно пропорционально уровню похмелья. Делают из трёх видов спирта. Зерновой («Люкс»! – это и второе название спирта, и качество продукта). Картофельный – для водок попроще. Мелассовый (из отжимок сахарной свёклы) – вообще без затей. Употребляем охлаждённой. Но! Не в морозильнике. Не надо загустевшей маслянистости. Достаточно лёгкого запотения бутылки. Дозы (объём рюмки) по вкусу – от 40 до 100 граммов. Количество заходов: первый – радостное удивление, второй – удивительная радость, третий – сбалансированное счастье. Дальше у каждого свой путь. Интервалы? Не частить. Самый сильный и ненужный удар по организму – частый заброс маленьких доз. Закуска? У каждого свои фавориты, выбор обычно подсказывает ситуация. Вот, кстати, о ситуации. Общепринятая истина – баня и водка несовместимы. Но представьте: баня, парилка, разогрелись, прыгнули в холодный бассейн, вынырнули, доплыли до бортика, а там в стопочках по 30 граммов (не больше!) холодной водки и чёрный хлеб, огурчики, сало, грибки, сформированные в комплекты «на один укус». Процедура повторяется не чаще одного раза в 45 минут. Ощущения – божественные. За последствия ощущений автор ответственности не несёт. В общем, как писал Пётр I в указе о кабаках, – «водки не должно быть мало, не должно быть много, а должно быть достаточно».
Где
Пункт №2 – «где?». Здесь всё зависит от конкретной историко-политической обстановки. Скажем, в 1958 году Никита Хрущёв запретил продавать алкоголь в розлив везде, кроме ресторанов. И весь совейский народ, у которого денег на рестораны отродясь не было, переместился из кафе, столовых, буфетов и рюмочных во дворы, подъезды и гаражи. Тогда же родилась классическая формула «сообразим на троих». Трое желающих скидывались по рублю (2 руб 87 коп. – цена поллитровки плюс 12 коп. на плавленый сырок в качестве закуски). Сей общественно-культурный феномен воспел Аркадий Северный в популярной песне «Третий друг» («Сделана отметка на стакане…»). А когда тот же Хрущёв переселил людей из бараков в пусть маленькие, но отдельные квартиры блочных пятиэтажек, «место встречи» переместилось на кухни, давая начало многолетней истории советских кухонных посиделок и разговоров «за жизнь». Но вернёмся от ностальгической лирики к суровой реальности. В наше ни разу не простое время плацдарм для встречи с Бахусом Хмельницким должен выбираться с учётом двух основных факторов. Психологическая комфортность и физическая безопасность. Без первой процесс теряет очарование, без второй – смысл. Поэтому, во-первых – не на ходу. Не за рулём (побойтесь Бога!). Не в транспорте (побойтесь «левых» попутчиков-собутыльников). Не на улице (дети же смотрят). Свой дом, дом друзей, проверенный кабачок с хорошей подачей и вежливым персоналом, отдельным кабинетом или уютным столиком для компании друзей. Своя баня или баня у друга на даче (с ночёвкой!). Если баня не своя и не у друга, то обязательно с развозом и доставкой. Дабы без жертв. Заметили, что в списке правильных мест часто мелькает слово «друзья»? Это потому что мы переходим к пункту №3 – «с кем?».
С кем
«Не разговаривай с незнакомцем!» – внушают маленьким детям. «Не выпивай с незнакомцем!» – об этом должны помнить все взрослые. Проверенная компания – залог удачного и, что самое главное, безопасного праздника. Случайный человек за твоим столом – мина замедленного действия. Во-первых, он может вынашивать в отношении тебя вполне конкретный преступный умысел. Опоить, отравить, обобрать! Тебе это надо? Во-вторых, если твой алкогольный визави – «тёмная лошадка», то любая ситуация может стать экстремальной. Вспомните трагический случай с Георгием Юматовым (знаменитым командиром Трофимовым из фильма «Офицеры»). В 1994 году у пожилого актёра умерла любимая собака. Решил схоронить и попросил помощи у местного дворника. Потом пригласил помянуть. Выпили, закусили, добавили. А дальше тёмная история. Вроде бы дворник ляпнул что-то про войну, про ветеранов и про то, что, мол, лучше бы немцы победили, тогда бы пили сейчас немецкое пиво. Юматов вспылил, дворник полез в драку, в результате артист застрелил собутыльника из охотничьего ружья. Помянули собачку…
В-третьих, чтобы застольная беседа усиливала общую радость от приёма хорошего алкоголя, её участники должны как минимум понимать и уважать друг друга, а как максимум – находиться в состоянии радостного взаимного дружелюбия. А как можно понимать, уважать и дружить незнамо с кем?
Когда
Пункт №4 – «когда?». Конечно, речь не идёт о часе дня, дне недели или временах года. Мы говорим о поводе и причине. Поводов много. Рождение, свадьба, юбилей, корпоратив, проводы в армию и на пенсию, похороны с поминками. Причин всего две. Мы выпиваем, когда нам хорошо или когда нам плохо. «На радостях» или «с горя». История ваших взаимоотношений с алкоголем обязательно (!) должна происходить в створе между поводом и причиной. Конечно, повод часто формален. Он лишь отражение нашего желания хорошо провести время в хорошей компании, с хорошей выпивкой, за хорошим разговором. Однако повод социализирует процесс пития, делает его общественным и публичным, а значит, устанавливает для организма некие рамки, позволяющие психике находиться в состоянии комфортной безопасности. А для этого, собственно, и собирались. Наличие причины ещё важнее. Приоритет причины над желанием выпить есть показатель нормальности ситуации. А вот если тяга к возлиянию возникает сама по себе и лишь затем вы начинаете лихорадочно искать причину, тогда стоп! Организм даёт сигнал тревоги!
Чтобы избежать неожиданного «ухода в штопор», нужно помнить главную разницу в схемах «радостного» и «печального» выпивания. Радостное событие само по себе «пьянит». Самостоятельно вырабатывая алколоиды и эндорфины, организм уже находится в приподнятом состоянии. А славный сабантуй по этому поводу есть лишь доступный и приемлемый способ направить поток адреналина в безопасное русло «обмывательной» традиции. Использовать же алкоголь в негативной ситуации надо очень осторожно. Он способен помочь вам выдержать момент стресса, беды, трагедии, выступая в качестве тормоза для съезжающего с катушек мозга. А вот с последствиями своего горя необходимо справляться на трезвую голову. Невзирая на то, сколько это займёт времени.
Сколько
Ну, вот и пункт №5 – «сколько»? Дозы мы уже обсуждали, поэтому сейчас рассмотрим проблему предела. Проблемы как таковой и нет, если в рамках конкретной алкосессии вы «работаете» с одним напитком. Ориентируясь на собственные вес, опыт и особенности обмена веществ, любой половозрелый человек имеет представление о своей «норме». А дальше делает осознанный выбор – оставаться в её рамках или пересечь заветную черту. Но чаще всего «монохромность» потребления выдержать не удаётся, и выбранный вами напиток заканчивается в самый неподходящий момент, т. е. в разгар веселья. И тут вы остаётесь один на один с «вечным вопросом»: что с чем сочетается? В результате многовекового человеческого опыта в этой области выкристаллизовались (если вы смогли это выговорить, значит, вы ещё «в норме») две основные концепции. Концепция №1 основана на принципе повышения градуса. Вернее, на том, что градус нельзя понижать. И этому есть научное объяснение. Мозг, как крепость, защищён от проникновения чужеродных элементов специальным мембранным барьером. Любой алкоголь пытается его разрушить. Но у напитков с низкой концентрацией спирта это получается плохо. Их дубильные вещества и сивушные масла не добираются до мозга, гуляют в крови и в конце концов выводятся с помощью печени и почек. А вот крепкий, высокоградусный алкоголь разрушает защиту мозга гораздо успешнее. И если «понижать градус», то происходит «взятие» мозга-крепости по всем правилам средневековой осады. Сначала крепкие напитки пробивают бреши, а потом туда устремляются орды «лёгких» токсинов.
Концепция №2 построена на принципе корневой общности. Т. е. сочетать можно напитки, изготовленные из одного исходного материала (желательно – качественного). Вино и коньяк. Виски и пиво. Водка и… «Хуже водки только лучше!» – говаривал мастер короткой репризы Виктор Степанович Черномырдин. Поэтому водку оставьте в одиноком покое. Иначе вы рискуете встретиться с ним. У него много имён на разных языках. Деревянное рыло, кошачий вой, плотники в голове, эскадрон во рту ночевал, бодун. Но суть одна – похмельный синдром. Как себя спасать? По науке! Что похмелье приносит с собой? Дегидрацию, а значит жажду. Больше жидкости. Вместе с водой из организма ушли полезные минералы и соли? Рассолу или минералки. Если под рукой нет глицина (аминоуксусная кислота, получаемая из хрящей рогатого скота), в ход пойдут горячие и острые супы (хаш, харчо, солянка). От кофе воздержитесь. Давление и так повысилось. Знаменитое «лечим подобное подобным», то есть утренняя рюмка водки, тоже имеет и даёт право на жизнь. Накануне ваш организм настроился на переработку спирта и по инерции продолжает работать в том же режиме.
Вывод
«И какой же алкоголь – друг человека, после всего этого?!» – спросите вы. А друзья и не должны быть «белыми и пушистыми». Друзья должны помочь в нужный момент. Врач Марк Гербер, соавтор певца Андрея Макаревича по книге «Занимательная наркология», характеризует этиловый спирт как мощнейший адаптоген – средство, которое позволяет душе и телу человека приспособиться к вызовам окружающей среды. В том же смысле, но в свойственной ему афористичной манере, высказался Джордж Бернард Шоу: «Алкоголь – это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь». И помните, анестезия – вещь необходимая, но если использовать её слишком часто, можно и не проснуться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий