воскресенье, 14 июля 2013 г.

Женщины и папство

Римские понтифики и женщины. Кажется, что это два взаимоисключающих явления. Традиции, проверенные веками, общий принцип построения мужской иерархической структуры, опять-таки, целибат как будто не оставляли места прекрасной половине человечества во взаимоотношениях с высшими иерархами католической церкви. Но это вовсе не так. Практически всю историю римских пап вокруг Ватикана возникают иногда светлые, а иногда и не очень, женские образы, с которыми тесно переплетена история святого престола.
Чаще всего в ассоциативном ряду «римский первосвященник – история – женщина» всплывает имя Лукреции Борджиа. Однако тема взаимоотношений внебрачной дочери папы Александра VI со своим отцом и братьями настолько уже процитирована и разобрана по косточкам, что ее я предпочел не касаться. Расскажу о трех других женщинах, связанных с Ватиканом. Их судьбы кажутся мне интересными.


Матильда Тосканская


Начну с Матильды - маркграфини Тосканы, более известной в истории как «великая графиня». Принадлежавший ей замок  Каносса сыграл немаловажную роль в истории Европы. Именно в Каноссу приходил на покаяние к папе император Священной Римской империи Генрих IV 25 января 1077 года, и именно в этом замке император несколько лет спустя едва не уморил своего противника-папу. Но дело не в замке, а в личности Матильды и ее могуществе. Дочь Бонифация III Тосканского и тайная супруга герцога лотарингского Готфрида Горбатого, она владела всей северной Италией, включая Феррару, Модену, Мантую, Брешию, Реджо-Эмилию. Римские папы страстно хотели иметь ее в качестве союзницы, в чем и преуспели. Несмотря на незаурядный ум, силу и смелость (говорят, она лично водила в бой военные отряды), Матильда оказалась под опекой сначала Григория VII, которому всячески помогала в борьбе с императором, а потом и Урбана II. Урбан даже настоял на браке, который Матильда заключила с Вельфом V Толстым, герцогом Баварии. Невесте было 43, жениху 18, и ни о каких чувствах речь даже не шла. Брак просуществовал пару лет, а потом распался. Он был нужен и выгоден Ватикану.
[more]

Табличка с изображением Великой Графини в Каноссе

Не раз и не два святой престол использовал деньги, влияние и войска Матильды, а после ее смерти  в 1115 году папы претендовали на наследство, так как она сама в завещании назначила церковь распорядительницей своих земель. Имя Матильды и римских пап неразрывно связано в истории.
Второй женщиной, о которой хотелось бы поведать, является королева Швеции Кристина Васа, дочь знаменитого Густава II Адольфа.
Уже в 6 лет ставшая королевой, девочка росла в отсутствии ласки и любви. Мать относилась к ней очень холодно. Любивший ее отец рано погиб.
Кристина нашла себя в науках. По меркам любого времени она была настоящим вундеркиндом. Посудите сами: в 11 лет девочка знала немецкий, датский, голландский, итальянский, испанский, греческий и латынь, обожала астрономию, разбиралась в механике. С 8 лет стала страстным нумизматом (коллекционером монет). Здраво, не по годам, разбиралась в хитросплетениях политики. Это именно тот случай, когда природные способности, помноженные на правильное и профессиональное преподавание дали великолепный результат. Душевное тепло было вытеснено холодным знанием.

Королева Швеции Кристина

При королеве Кристине Швеция проводила блестящую внешнюю политику. Вот только в стране было не очень благополучно. Добропорядочных, но скуповатых бюргеров раздражали блеск и великолепие королевского двора. Молодая королева окружила себя блестящими фаворитами, первым из которых был Магнус Далагарди, старший сын известного в истории нашей страны Якова Далагарди. В общем, правление Кристины можно признать успешным, а ссылки некоторых исследователей на то, что королева разорила страну, выглядят безосновательными. Однако проблемы были, и серьезные, но это связано не столько с политикой королевы. Ей досталось тяжелое наследие экспансивных предшественников и последствия череды войн. Однако недовольство бюргеров королевой росло, и в 1654 году Кристина сложила с себя корону. Новым королем под именем Карла X Густава стал Карл-Густав Пфальцский.

Кристина во Франции

Кристина же удалилась в Европу и сделала то, о чем давно мечтала – приняла католичество, Под новым, полученным при крещении именем Марии-Александры она была всячески обласкана папой. Сказать, что это была сенсация, значит не сказать ничего. Никогда, ни до, ни после монарх протестантского государства не переходил в другую религию. Многих восхитил поступок смелой женщины, но большинству современников это оказалось  не понятно.
Остаток жизни (35 лет) бывшая королева провела в блестящем окружении, проживая то в Риме, то в Париже. До конца жизни она активно участвовала в европейской политике и имела очень тесные связи  с Ватиканом. Настолько тесные, что после смерти, последовавшей 19 апреля 1689 года, Кристину похоронили в соборе святого Петра - очень редкое исключение за всю историю этой базилики. Всего там похоронены 3 женщины. Вышеупоминавшаяся Матильда Каносска, Кристина и внучка Яна III Собесского - Клементина. 


Резиденция Кристины в Риме палаццо Фарнезе

Ну, а самым любопытным персонажем, связанным с римскими первосвященниками, без сомнения, является «папесса Иоанна». О ней снято 2 неплохих фильма, и написана живая, хотя и достаточно слезливая книга Донны Вулфолк Кросс. Впрочем, фигура это легендарная, о существовании ее нет достоверных свидетельств. Первая запись легенды о женщине-папе принадлежит перу ирландского хрониста Марианна Скотта. Впоследствии об этой даме писали многие, и самым ярким из авторов был, пожалуй, Жан де Мейи.
Если следовать версии Скотта, изложенной у Гергея, то «Иоанна родилась и воспитывалась в Майнце. По своему происхождению она была сестрой одного английского монаха, который занимался в Германии миссионерством. Затем она жила и училась в Энгельсхайме, где, в частности, изучала и теологию. В Фульдском аббатстве, куда она ходила (в мужской одежде) учиться, девушка познакомилась с монахом также английского происхождения и страстно влюбилась в него. Они бежали, обошли Францию, Италию и, наконец, обосновались в Афинах. Здесь они якобы жили 10 лет, Иоанна продолжала изучать философию. Но ее молодой любовник внезапно скончался. После этого Иоанна направилась в Рим, где под именем Иоанна Анжелика получила разрешение святого престола на открытие школы, в которой преподавала семь свободных искусств. Она быстро стала популярной  благодаря глубоким знаниям в области теологии и своей религиозности и  в 855 году стала кардиналом, а после смерти Льва IV была избрана римлянами папой. Якобы два года она успешно  правила, однако в возрасте 32 лет вновь занялась поисками любовника, которого и нашла в лице придворного капеллана.


одно из изображений папессы

В конце концов, обнаружилось, что это женщина, ибо она забеременела. Как-то во время процессии папесса ехала на коне из Колизея в Латеранский дворец, у нее внезапно начались родовые схватки, она упала с коня и тут же, на месте родила ребенка (называется даже конкретное место этого происшествия – перед амфитеатром Домициана и собором Святого Климента). Согласно другому варианту легенды, в результате божьей кары «папесса» и ее ребенок тут же умерли. Как гласит более вульгарная версия, Иоанна истекла кровью, а новорожденного убили участвовавшие в процессии священнослужители, после чего обоих предали земле, чтобы избежать скандала. Над могилой якобы воздвигли часовню, а позже и статую, изображающую фигуру полной женщины с младенцем. Статуя действительно существовала: статуя Юноны, изваянная в Римскую эпоху. С тех пор религиозные процессии всегда обходили эту улицу».
Можно ли считать эту версию достоверной? Давайте посмотрим. 

папа Бенедикт III

1) Если исходить из того, что «папесса» правила в промежутке между Львом IV и Бенедиктом III, то перерыв между смертью одного первосвященника и избранием второго составил чуть больше двух месяцев. Это слишком маленький срок.
2) Под именем Иоанна VII (под которым, по легенде, правила «папесса») в истории выступал совсем другой человек, грек по происхождению, чей понтификат длился с 1 марта 705 по 18 октября 707 года.
4) Сама церковь и историки отрицают даже возможность подобного.

Что же говорит в пользу существования «папессы Иоанны»?
1) Вплоть до XVI века в Ватикане использовалась некая процедура, называемая «sella stercoraria». Потенциального избранника сажали на специальный стул с отверстием посредине. Это позволяло осмотреть его естество и убедиться в его принадлежности к мужскому полу. Затем проверяющий торжественно объявлял собравшимся, что «Mas nodis nominum» — «Наш избранник мужчина». Стул, кстати, хранится до сих пор.
2) В истории действительно были очень короткие периоды понтификата, последний - Иоанна Павла I. Поэтому начисто отрицать, что «папесса» могла править 2 месяца, будет не совсем корректно.
Так что вопрос о женщине-папе остается открытым. Верить в это или нет – личное дело каждого. Неизменным остается одно: «папесса Иоанна», исторический она персонаж или вымышленный, оставила яркий след в истории взаимоотношений Ватикана с женским полом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий