пятница, 1 марта 2013 г.

"Матч смерти" летом 1942 года между советской и немецкой командами.


К 70-ЛЕТИЮ "МАТЧА СМЕРТИ"
Когда они стали выигрывать, да еще с огромной разницей забитых и пропущенных мячей, разговоры о непобедимой команде мастеров дошли до немецкого командования. Оно потребовало, чтобы "Старт" встретился с их элитной "Флакелф" (в переводе - зенитки), куда входили летчики и зенитчики. Было много споров играть или нет против фашистов. Но Коля Трусевич, который любил футбол больше всего на свете, убедил всех, что будет неплохо, если мы немцев опозорим перед всем миром.

Матч смерти — футбольный матч, сыгранный в оккупированном немцами Киеве летом 1942 года между советской и немецкой командами. Через некоторое время после этой игры ряд футболистов - киевлян оказались в концентрационных лагерях, а некоторые были расстреляны —  за отказ проиграть встречу.  Игроков представлял клуб «Динамо» (Киев).

Как же получилось, что игроки оказались в оккупированном Киеве.


Сразу после нападения гитлеровских войск на СССР 22 июня 1941 ряд киевских динамовцев оказался в регулярных частях Красной Армии (Клименко, Кузьменко, Трусевич, Комаров — все зачислены в истребительный батальон Киевского укрепрайона, Путистин), другие — поступили в подчинение украинского совета «Динамо». Ряд футболистов был эвакуирован (Шиловский, Виньковатов, Лерман, Н.Балакин, Глазков, Гребер, К.Фомин). Последним поездом накануне сдачи Киева отъехал в Москву Афанасьев, также до занятия Киева немцами город покинули Лившиц, Махиня, Лайко, Онищенко.

Динамовцы-красноармейцы вскоре оказались в числе военнопленных, причем Трусевич и Кузьменко, по некоторым свидетельствам, были ранены . Об их нахождении в Боярском лагере военнопленных узнали заведующий секцией физкультуры Киева Дубянский и профессор Киевского университета, редактор профашистской газеты «Нове украiнське слово» К. Штепа .

Они написали письмо на имя главы киевской управы Александра Оглоблина с просьбой об освобождении «лучших мастеров спорта Украины — футболистов сборной команды г. Киева». В список были включены 8 человек — Кузьменко, Трусевич, Клименко, Коротких, Балакин, Щегоцкий (обращавшиеся не знали, что Щегоцкий покинул Киев), Шацкий, Сухарев. Вскоре плененных футболистов освободили под расписку о «лояльности» немцам и отнесли к четвёртой категории — «подозрительные» .Также зарегистрировались в оккупированном Киеве Свиридовский, Тютчев, Путистин, Голимбиевский, Гундарев, Комаров, Чернега, Ткаченко, Мельник.

С установлением немецкой власти, постепенно в Киеве стала налаживаться культурная жизнь: был открыт оперный театр, работали кинотеатры, проводились концерты. Также рос интерес к проведению спортивных соревнований. В начале июня 1942 года Штадткомиссариатом было утверждено проведение футбольных матчей в Киеве.

Первая игра состоялась 7 июня , в воскресенье, в 17.30 на стадионе Дворца спорта (так назывался Олимпийский стадион на ту дату) между «Рухом» и «Хлебозаводом». Вход на игру был свободный. «Старт» победил со счётом 7:2.
К 70-ЛЕТИЮ "МАТЧА СМЕРТИ"


Затем против советских футболистов играла команда «Flakelf» (сборная, собранная из солдат и офицеров противовоздушной обороны (зенитчиков), а также летчиков и механиков киевского аэродрома).Немцы собрали на матч-реванш усиленную команду.

Сообщение о матче на страницах «Нового украинского слова» гласило: «Сегодня на стадионе «Зенит» в 5 часов вечера состоится вторая товарищеская встреча лучших футбольных команд города «Flakelf» и «Старт».Судя по тому, что отчет этого матча так и не был напечатан, «товарищеским» матч не вышел.Перед началом игры на поле команды приветствовали друг друга. Немцы: « Хайль !», киевляне: « Физкульт-привет !».
К 70-ЛЕТИЮ "МАТЧА СМЕРТИ"


Состав команды

Николай Трусевич Алексей Клименко Михаил Свиридовский Василий Сухарев Владимир Балакин Лев Гундарев Макар Гончаренко Юрий Чернега Павел Комаров Николай Коротких Михаил Путистин Михаил Мельник Георгий Тимофеев Фёдор Тютчев Иван Кузьменко (в афише не указан, но фигурирует в воспоминаниях Гончаренко и Владлена Путистина).

«Соперник нам попался крепкий, с ним по заказу не сыграешь. К тому же судья, разозленный, очевидно, тем, что мы, подняв руки с приветствием, закричали «Физкульт-ура», сразу же стал закрывать глаза на жесткую, а временами грубую игру немцев».

Макар Гончаренко участник «матча смерти»

Счёт открыли немцы. Потом Иван Кузьменко дальним ударом сравнял счёт, и ещё в первом тайме два гола забил Макар Гончаренко (один после индивидуального прохода, 2-й после длинного паса Кузьменко) . Поскольку у Кузьменко была застарелая травма мениска, то на второй тайм выйти он уже не смог .

Второй тайм прошёл в равной жёсткой борьбе. Немцы забили два гола и сравняли счёт, но затем «Старт» вырвал победу 5:3.

Именно этот поединок в Советском Союзе позднее назвали «матчем смерти», после которого футболисты были расстреляны. По легенде перед матчем в раздевалку советских футболистов вошёл немецкий военачальник (полковник), наблюдавший за матчем, и в жёсткой форме под угрозой лагерей и расстрела потребовал проиграть.

Из воспоминания одного из игроков "Флакелф" Вилли Ендельбардта, который до войны играл в команде рабочего профсоюза. По его словам, перед матчем-реваншем к ним в раздевалку пришел офицер и заявил: "Это особый поединок, и вы должны его выиграть, чтобы доказать превосходство арийской расы". Но на немца эта накачка произвела гнетущее впечатление, он не мог сосредоточиться на игре. Да и весь матч оставил у него очень тягостные воспоминания.

После того как матч закончился, немцы не арестовали ни одного футболиста. Доказательством служит то, что после футбольной встречи ''Flakelf'' — ''Старт'' киевская команда провела еще два матча. Один — с тем же ''Flakelf'', она состоялась 9 августа 1942 года, и вторую — с командой ''Рух'' 16 августа, в составе которой были работники украинских органов власти и рабочих местных фабрик. Оба матча ''Старт'' выиграл.

Штадткомиссар г. Киева Рогауш (назначенный в конце июля 1942) запретил дальнейшие встречи немецких команд с украинскими.

В это время стала меняться обстановка на фронте — инициатива переходила к советским войскам. Нарастало психологическое напряжение у немцев, они становились агрессивнее. В лагерях случались массовые расстрелы. В результате, поздней зимой 1943 погиб и ряд футболистов.

Рождение легенды

Впервые о расстрелянных киевских динамовцах сообщили «Известия» ещё 16 ноября 1943 года. Военный корреспондент газеты из Киева написал: «Это были игроки футбольной команды киевского „Динамо“, которые долгое время скрывались от немцев. Надо было жить, спасаться от голода. Они устроились работать на киевский хлебозавод. Их обнаружили немцы, загнали в подвалы гестапо. Всех юношей расстреляли».

Через 15 лет в « Вечернем Киеве » от 21 ноября 1958 года появилась статья Петра Северова «Последний поединок». И в том же году вышла книга под таким же названием. Авторы — Пётр Северов и Наум Халемский — рассказывали историю киевских динамовцев, которые остались в оккупированном городе, работали на хлебозаводе, а после того как провели матч с немецкими футболистами и победили в нём, были расстреляны.

Впервые выражение «матч смерти» появилось в киевской газете «Сталинское племя», № 164, 24 августа 1946, стр. 3. В ней напечатана киноповесть «Матч смерти» в десяти номерах, автор — Александр Борщаговский . В последнем номере редакция просит читателей прислать свои отзывы о киносценарии, написанном для «Мосфильма». Позже Борщаговский написал книгу «Тревожные облака».

Со временем история обрастала художественными подробностями. В 1957 году в издательстве «Физкультура и спорт» вышла повесть Петра Северова в соавторстве с Наумом Халемским. В книге соперниками киевлян по матчу названа команда немецких ВВС — люфтваффе. Эта версия получила дальнейшее развитие, и в 1963—1964 годах на киностудии « Мосфильм » был снят и вышел на экраны художественный фильм « Третий тайм » об игре футболистов киевского «Динамо» с немецкой командой люфтваффе.

В 1966 году в сентябрьском номере журнал « Юность » опубликовал повесть Анатолия Кузнецова «Бабий Яр», один из разделов которой посвящён игре футболистов киевского «Динамо» с разными командами. Кузнецов сообщал, что футболисты выступали как команда хлебозавода, которая называлась «Старт».

4 апреля 1985 года в « Комсомольской правде » появилась статья Николая Долгополова «Цена победы — жизнь», а в следующем году — его же книга «Сражались футболом».

Память.

19 июня 1971 на стадионе «Динамо» был установлен памятник — гранитная скала с горельефными фигурами четырёх футболистов (скульптор Иван Горовой).
К 70-ЛЕТИЮ "МАТЧА СМЕРТИ"


На памятнике слова Степана Олийника.

За наше сьогодні прекрасне
Вони полягли у двобої…
В віках ваша слава не згасне,
Безстрашні спортсмени-герої.

В 1981 году на стадионе «Зенит», переименованном в «Старт», установили скульптурно-архитектурную композицию в честь «матча смерти».

К 70-ЛЕТИЮ "МАТЧА СМЕРТИ"


В 1999 году в Киеве, в квартале между улицами Щусева и Академика Грекова, неподалёку от места, где среди останков расстрелянных узников Сырецкого концлагеря были найдены футбольные бутсы, установлен памятный знак — гранитный куб с символически выбитой гранью, в которой замер бронзовый футбольный мяч (скульптор Юрий Багалика, архитектор Руслан Кухаренко).

Комментариев нет:

Отправить комментарий