среда, 28 ноября 2012 г.

Семь шагов премьер-министра Медведева.


Дмитрий Медведев готовится дать отчет за полгода работы на посту премьер-министра. Ключевые направления — это «семь шагов», говорят источники: госпрограммы, инвестклимат, трехлетний бюджет, приватизация, повышение зарплат бюджетникам, реформа госслужбы и организация работы «открытого правительства». Все, кроме госпрограмм, выполняется в срок, но «без революций», констатируют экономисты.
Премьер-министр Дмитрий Медведев в четверг подведет предварительные результаты работы кабинета министров. Доклад должен касаться реализации семи приоритетов, обозначенных Медведевым в мае.

«Обсудят, что сделано по «семи шагам» Медведева», — сказал «Газете.Ru» источник, близкий к правительству.
На заседании правительства Дмитрий Медведев расскажет о том, как реализуются те семь задач, которые он поставил, заступив на должность премьера, подтвердила «Газете.Ru» пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.
«Это не итоги, Это вешки, по которым будет видно, как продвигается правительство в решении поставленных задач, куда будем двигаться дальше, учитывая, что принят основной документ — трехлетний бюджет», — подчеркнула она.
«Семь шагов» — это госпрограммы, трехлетний бюджет, повышение зарплат бюджетникам, снятие административных барьеров, реформа госслужбы, приватизация, работа «открытого правительства». «По ним, по этим делам, будет считываться реальный, а не бумажный курс правительства», — говорил премьер.
Первая из обозначенных Медведевым ключевых задач – переход на программный метод государственного планирования. Премьер ставил задачу принять госпрограммы по ключевым направлениям социально-экономического развития. В задачу-минимум входило обеспечить начало реализации с 2013 года не менее пяти госпрограмм.
Срок принятия долгосрочных госпрограмм по развитию ключевых отраслей экономики пришелся на последние полтора месяца, хотя их внесение в правительство должно было начаться с 1 июля.
Уже одобрены госпрограммы развития образования до 2020 года (объем финансирования — 3,991 трлн рублей), содействия занятости населения (почти 600 млрд рублей), развития авиастроения до 2025 года (1,7 трлн рублей), судостроения (600 млрд рублей), обеспечения жильем и услугами ЖКХ до 2030 года (1,9 трлн рублей), развития транспорта до 2020 года (12,5 трлн рублей). К практически всем госпрограммам были претензии Минфина из-за завышения объемов финансирования. Бюджетные проектировки госпрограммы развития здравоохранения до 2020 года будут скорректированы. Министр финансов Антон Силуанов настаивал на необходимости принятия более консервативного сценария с последующим увеличением финансирования по мере возможности. Бюджетный сценарий предусматривал траты на здравоохранение в 2013 году в 2,32 трлн рублей, а к 2020 году – 3,4 трлн рублей в год. В модернизационном сценарии это 3 трлн и 6,5 трлн рублей соответственно.
Госпрограмма «Социальная поддержка граждан» только должна рассматриваться в правительстве. Объем ее финансирования на 2013 год — 5,11 трлн рублей. К 1 декабря должна быть подготовлена госпрограмма развития Северного Кавказа. Для обсуждения экспертам будет дан ограниченный срок – 13 декабря госпрограмму уже рассмотрят на заседании правительства.
Подобный проект по Дальнему Востоку сделать не успели (он должен был быть подготовлен к 1 ноября). В среду министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев сказал, что срок перенесен на первый квартал 2013 года. Это связано в том числе с образованием нового министерства по делам Дальнего Востока.
Второй приоритет – принятие трехлетнего бюджета на 2013—2015 годы, в котором расходы прописаны исходя из заложенных в госпрограммах целей и заложено новое бюджетное правило. Проект бюджета уже принят в Госдуме, в среду его одобрил Совет федерации.
Третье – повышение зарплат ряду бюджетников в соответствии с майскими указами президента Владимира Путина. Согласно этим документам, уже в 2012 году учителя должны получать не ниже средней зарплаты по региону. Оклады других бюджетников должны увеличиваться до 2018 года. Регионы регулярно отчитываются о повышении зарплат учителям, но жалобы от педагогов продолжают поступать. В середине октября Минобрнауки пришлось открыть «горячую линию» для учителей, до которых выделяемые деньги не доходят. Согласно прошлогодним планам правительства, школы в 2011/2012 и 2012/2013 учебных годах должны получить 120 млрд рублей субсидий из федерального и региональных бюджетов. Освободившиеся деньги регионы должны тратить на повышение зарплат. В октябре в Минфине говорили, что обязательства не выполнили около 30 регионов.
В свою очередь, в регионах жалуются, что данное обязательство обременительно. Спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заметила, что директиву спустили, а методику не определили. «Каша в голове», — так описала ситуацию Матвиенко министру финансов Антону Силуанову.
В-четвертых, говорил Медведев, нужно приступить к реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы. Упрощать таможенное администрирование, получение разрешений на строительство, подключение к инженерной инфраструктуре. Общая цель – улучшение инвестиционного климата. В рамках Агентства стратегических инициатив начата разработка 22 «дорожных карт», направленных на улучшение инвестиционного климата. В этих документах закреплены показатели, которых необходимо достичь к отчетному году.
Пятый приоритет – реформа госслужбы и переход к набору сотрудников министерств по конкурсу.
Шестое – реализация нескольких приватизационных сделок. Здесь Медведев оговаривался, что план-график должен быть уточнен, а при продаже госактивов необходимо учитывать ситуацию на финансовых рынках.
В июне правительство уточнило план приватизации, а в октябре его снова скорректировало. От приватизации в 2012 году выручено более 200 млрд рублей. Самым проблемным активом оказался пакет 25% минус одна акция РЖД – он стоял в плане на 2012—2013 годы. Монополия выступает против. Минэкономразвития настаивает на продаже пилотного пакета в 5% в 2013 году. Скорее всего, сделка будет реализована не на открытом рынке – доля перейдет ВЭБу, говорили в Минтрансе.
Седьмой приоритет – обсуждение инициатив правительства в рамках «открытого правительства», а министерств – в рамках общественных советов этих ведомств. Общественные советы созданы в каждом ведомстве.
Социальные обязательства выполнены полностью, за исключением планов модернизации здравоохранения, говорит другой источник в аппарате правительства. «Эта программа реализована где-то на 80%, что связано с нехваткой финансирования в регионах», — сказал он. По словам источника, задача по повышению зарплат учителям и другим бюджетникам в целом выполняется. «Есть подводные камни — например, как распределять выплаты; есть опасение, что из-за манипуляций может произойти снижение зарплат учителей в начале следующего года», — указал он на возможные риски.
Зарплаты учителям будут повышены до конца года во всех регионах, прогнозирует главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. По ее оценкам, в бюджете на 2013 год заложено повышение зарплат бюджетникам на 10—15%. «В начале этого года полицейским и другим силовикам повысили зарплаты так, что перекрыли планы», — говорит экономист.
«За этот пункт поставила бы пятерку», — отмечает она. В то же время Цепляева скептически относится к переходу на программный принцип планирования. «Часть из них задержана, часть уже принятых не принесла желаемого эффекта, а эффект – это экономия бюджета», — объясняет экономист. По словам эксперта, «ожидаемой революции не произошло».
Принятие сбалансированного бюджета на 2013—2015 годы с последовательным снижением ненефтегазового дефицита можно занести в плюс, отмечает экономист по России и Казахстану ING Commercial Banking в России Дмитрий Полевой.
«Частично предвыборные обещания Путина были встроены в бюджет за счет перераспределения расходов, а не их увеличения», — отмечает он.
Но сохраняются риски неисполнения бюджета в доходной части. В частности, это падение цен на нефть ниже прогнозных. Вторая проблема – нерешенность проблем пенсионной системы. Пока неясно, какие будут трансферты из бюджета в Пенсионный фонд, говорит эксперт. Дополнительным источником беспокойства могут стать расходы на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность, некоторые финансисты ставят вопрос об их оправданности, говорит Полевой. «Здесь может находиться источник для оптимизации расходов на экстренный случай», — полагает он.

Комментариев нет:

Отправить комментарий