Ведьмы (от др.-рус. вbдь, «знание», «колдовство», «ведовство»), колдуньи, в низшей мифологии
и народных поверьях женщины, вступившие в союз с дьяволом (или другой
нечистой силой) ради обретения сверхъестественных способностей. Вера в Ведьм
получила широкое распространение в средние века, чему способствовало
христианское представление о женщине как источнике соблазна и греха (к Ведьмам
относили также сторонников язычества; на представления о них повлияли
воспоминания о языческом жречестве и, возможно, богах, образы которых
снижались до уровня нечистой силы). Так называемая «охота за Ведьмами» в Европе 15-17 вв. породила целую юриспруденцию, направленную против Ведьм (1-й кодекс — «Молот ведьм», 1487); ведовство, как и неверие в Ведьм,
было объявлено ересью, предательством бога, особым преступлением,
требующим применения пыток и смертной казни.
Выделялись три категории Ведьм: «чёрные», творящие исключительно зло, «серые», которые могли совершать и добрые дела, «белые», помогающие человеку; большинство Ведьм, согласно судебным процессам, относилось ко второй категории. Ведьмам вменялась в вину духовная и плотская (см. Инкубы) связь с дьяволом, наущающим их насылать порчу на людей (считалось, что жертву колдовства должна постигать судьба восковой фигурки, изготовляемой специально для порчи и бросаемой в огонь и т.п., или какой-либо вещи, украденной у жертвы с той же целью), на скот (порча молука); колдовству Ведьмам приписывали эпидемии, засуху, неурожай. Ведьмы могли предсказывать сказывать будущее, делать яды и приворотные зелья. Они наделялись способностями оборотинчества, летать по воздуху, оживлять любой предмет, делаться невидимыми. Их атрибуты — летучие мыши, чёрный кот, помело, кочерга, волшебные травы и т.п. Обычная внешность Ведьм — безобразная старуха, но она может принять и облик молодой привлекательной женщины. Для общения с нечистой силой Ведьмы слетались на шабаш (см. Вальпургиева ночь) верхом на помеле, на козле или свинье, в которых могли превратить человека. Особенно опасными считались Ведьмы в периоды календарных праздников, когда их вмешательство могло повредить урожаю и благополучию всего общества: верили, что тогда (особенно в Новый год) можно увидеть Ведьм, проносящихся в буре вместе с другой нечистью. К календарным праздникам приурочивались у разных народов обряды «сожжения Ведьм» — чучел (итал. Бефана; ср. слав. Мару); двери домов и хлевов помечались крестами, оберегами против Ведьм. Представления о Ведьмах породили многочисленные средневековые легенды и позднейшие былички, нашли отражение в изобразительном искусстве (X. Бальдунг), в художественной литературе (У. Шекспир, Н. В. Гоголь).
Выделялись три категории Ведьм: «чёрные», творящие исключительно зло, «серые», которые могли совершать и добрые дела, «белые», помогающие человеку; большинство Ведьм, согласно судебным процессам, относилось ко второй категории. Ведьмам вменялась в вину духовная и плотская (см. Инкубы) связь с дьяволом, наущающим их насылать порчу на людей (считалось, что жертву колдовства должна постигать судьба восковой фигурки, изготовляемой специально для порчи и бросаемой в огонь и т.п., или какой-либо вещи, украденной у жертвы с той же целью), на скот (порча молука); колдовству Ведьмам приписывали эпидемии, засуху, неурожай. Ведьмы могли предсказывать сказывать будущее, делать яды и приворотные зелья. Они наделялись способностями оборотинчества, летать по воздуху, оживлять любой предмет, делаться невидимыми. Их атрибуты — летучие мыши, чёрный кот, помело, кочерга, волшебные травы и т.п. Обычная внешность Ведьм — безобразная старуха, но она может принять и облик молодой привлекательной женщины. Для общения с нечистой силой Ведьмы слетались на шабаш (см. Вальпургиева ночь) верхом на помеле, на козле или свинье, в которых могли превратить человека. Особенно опасными считались Ведьмы в периоды календарных праздников, когда их вмешательство могло повредить урожаю и благополучию всего общества: верили, что тогда (особенно в Новый год) можно увидеть Ведьм, проносящихся в буре вместе с другой нечистью. К календарным праздникам приурочивались у разных народов обряды «сожжения Ведьм» — чучел (итал. Бефана; ср. слав. Мару); двери домов и хлевов помечались крестами, оберегами против Ведьм. Представления о Ведьмах породили многочисленные средневековые легенды и позднейшие былички, нашли отражение в изобразительном искусстве (X. Бальдунг), в художественной литературе (У. Шекспир, Н. В. Гоголь).
Комментариев нет:
Отправить комментарий