пятница, 10 августа 2012 г.

АННА КАРЕНИНА БЫЛА НАРКОМАНКОЙ

«Каждому из нас, наверное, приходилось видеть между своими знакомыми людей до такой степени привыкших к морфию, что они без него совершенно не могут обойтись».

«Московские ведомости», ноябрь 1879 г.



Как это ни странно, впервые в новом времени заявил о том, что несчастная жертва несчастной любви из знаменитого романа Толстого была конченой морфинисткой, не врач и не историк, театральный режиссер Житинкин. Его слова о том, что все несчастья, которые приключились с толстовской Анной Карениной, произошли от ее чрезмерного увлечения морфием, породили бурю эмоций в культурном бомонде обеих столиц! А между тем, в словах режиссера, интуитивно вычислившего корень зла во всей этой печальной истории, была сермяжная истина.


События, предшествующие описанным в романе Толстого, развивались так… Вот уж не зря говорят, что открытия витают в воздухе - ровно 200 лет тому назад сразу несколько ученых практически одновременно сумели выделить «соли опиума». Это было кристаллическое вещество с отличными болеутоляющими свойствами. Но, увы, порошок был слишком горек на вкус, очень плохо растворялся в воде, и употреблять его можно было только в спиртовом растворе. А спиртовые растворы показаны не каждому больному. Поэтому почти полвека о применении солей опия в медицинской практике и речи не шло. Но потом случились еще два важных для медицины открытия - в 1853-м году французский ортопед, доктор Парватц запатентовал новый медицинский инструмент, который назвали немецким словом «шприц». И были разработаны хлоро-водородный и соляно-кислотный растворы морфия, которые можно было впрыскивать подкожно. Вот так удачно все совпало

Морфин разом сделался самым популярным обезболивающим средством. Многие врачи даже считали его панацеей: пропишешь больному при любой болезни, он уходит и ты его больше не видишь. Он чувствует себя прекрасно и приходит только за новой порцией чудо-лекарства. Морфием стали лечить практически все.

Потом врачи не без удивления стали фиксировать случаи «морфийных запоев»: регулярно коловшиеся стали увеличивать дозы чтобы «не пропадал эффект», который отчего-то был все слабее и слабее. Появились случаи смерти от передозировок, а потом, пристрастившиеся к морфию стали умирать сотнями. Переполошившиеся врачи спешно признали пристрастие к морфию болезнью, и назвали её «морфинизм». К врачам вели и вели «подсевших» на морфий - их стали лечить, не имея ни практики, ни методики. Больного просто изолировали и переставали ему давать морфий, и вскоре у них начинались приступы, которые сегодня всем известны под жаргонно-медицинским названием «ломка», и многие не вынеся мучений, умирали или кончали с собой. ( Совсем как Анна Каренина!)

Эпидемия захватила тогда всю Европу. Многие литературные герои той поры, даже такие положительные, как Шерлок Холмс были морфинистами. Россия не была исключением в ряду других стран. В статье «морфинизм» знаменитого энциклопедического словаря Броукгауза и Ефрона писали так: «Много морфинистов среди совершенно здоровых на вид людей имеется во всех городах, там, где кипит общественная жизнь, где рано расстраиваются нервы. Число приучающихся к морфию с каждым годом всё больше и больше. Тысячи мужчин перед началом своих занятий вводят себе отраву; дамы подбадривают себя впрыскиванием морфия даже во время бала… Большинство морфинистов, люди образованные, развитые, их процент среди употребляющих морфий самый большой. Среди них много врачей…».

Практически каждая великосветская и благородная дама той поры имела в своей сумочке расшитый бисером чехольчик с парватцевским шприцем и всем необходимым, чтобы отбежав на минутку в дамскую комнату можно было быстро ширнуться и продолжить ассамблею. Пить дамам тогда считалось неприличным (у дамы не должно было пахнуть изо рта спиртным), а применить лекарство - пожалуйста.

Анна Каренина ничем из ряда благородных дам не выделялась. Не подсесть на морфий она просто не могла, ибо тяжело болела «по-женски», перенося дикие боли. А в таких случаях врачи всегда прописывали морфий. Да и прочих нервных потрясений у несчастной Анны хватало. Было, что глушить опиатами. Неврастеничный характер главной героини, ее постоянные метания - типичная клиника больного морфинизмом.

Любопытно, что в то время главной бедой, порождавший морфинизм, врачам представлялась недостаточная чистота морфия - химики и фармацевты ставили бесчисленные эксперименты, пытаясь его очистить получше. И у них получилось! В 1874 году в лабораторных условиях удалось получить препарат, выделенный «при облагораживании морфина уксусной кислотой уже в 1898 году знаменитая фармацевтическая фирма «Байер» начала выпускать новый препарат промышленными партиями. Новой панацеей лечили туберкулез и респираторные заболевания, прописывали от кашля, и как обезболивающее… Лекарство вело себя просто героически. За это его и нарекли героином. В разных странах мира, этот младший брат морфия под разными названиями официально продавался в аптеках ещё в 70-х годах ХХ века! И только в последние пару-тройку десятилетий из спасителя человечества, героин был разжалован в его главные враги.



Валерий ЯРХО

Комментариев нет:

Отправить комментарий