воскресенье, 17 июня 2012 г.

Как говорить с ребенком о сексе

Словами. До сих пор не придумано лучшего способа, чем обыкновенные слова, составленные в обыкновенные предложения. Звуки «м-м-м», «ну это», «э-э-э» и фразы «спроси лучше у мамы/папы», «ну как тебе сказать», «прочитай все в этой книге» объяснениями не являются и формируют у ребенка ложное представление об одной из базовых потребностей человека. А впрочем, если вы хотите, чтобы ваш ребенок повторил, читайте «усугубил», все ваши ошибки при знакомстве с сексом - мычите, краснейте и мнитесь, делайте, что угодно, только не говорите.

Когда же начинать говорить о сексе? На это есть тоже очень простой ответ - когда вы услышите первый вопрос. Как правило, в возрасте 3-4 лет малыш начинает интересоваться, как он появился на свет. В этом вопросе нет сексуальной подоплеки, он продиктован жаждой естествознания - так же ребенка интересует почему идет дождь и куда девается солнце. Поэтому и объяснять нужно максимально просто, например «Ты появился из маминого животика» или «Папина клеточка соединилась с маминой клеточкой и появилась новая клеточка, из которой вырос ты. Сначала ты рос в мамином животике, а потом когда места для тебя в нем стало недостаточно, ты вышел и теперь продолжаешь расти и развиваться отдельно от мамы». Если малыш не задает новых вопросов, то объяснение его удовлетворило. Не старайтесь «перекармливать» ребенка информацией. Все дети «почемучки», и если он захочет узнать что-то еще, вопросы не заставят себя долго ждать.


Следующая волна «сексуального интереса» начинается детсадовском возрасте. Ребенок узнает анатомические различия между мальчиками и девочками. Он начинает интересоваться своими половыми органами, ему так же интересно рассматривать чужие, особенно не такие как у него. В детских садах нередки игры в доктора и пациента с непременным раздеванием последнего или же ситуации, когда один ребенок стаскивает с другого трусы. Родители, например, могут услышать вопрос «Почему девочки писают сидя, а мальчики стоя?». Хоть эти действия и принимаются взрослыми за мастурбацию или же нечто извращенное, на самом деле «сексуальной подоплеки» в нашем, взрослом понимании, в них тоже нет. Ребенок продолжает изучать устройство мира, а он такая же часть мира, как и дерево, слон, машина или котлетка. Если ему интересно как устроена машина, то почему же он не должен интересоваться, как устроен он сам? Именно в этом возрасте формируется отношение к себе, своему телу и всем процессам, что с ним «с телом» происходят. Если пойманный на месте игры «доктор-пациент», ребенок сталкивается с наказанием, критикой, криком, он не понимает за что его наказывают, критикуют, кричат, но у него откладывается что, что-то в его теле или в его органах не так, этого нужно стыдиться. И именно в эти моменты родителям нужно быть очень чуткими и осторожными, разделить на «учение» и «проекцию»- понимать, что они делают - учат ребенка социальным нормам или вымещают на нем проблемы с собственной сексуальностью.

В начальной школе интерес детей к сексуальной сфере уменьшается. Поскольку появляется много новых источников познания мира, а соответственно и затрат энергии. Вопросов на «любимую» многими родителями тему практически не поступает. Казалось бы, тут и расслабиться им самое время. Однако именно на этом этапе должен состояться один из самых важных разговоров – о безопасности. Не о безопасном сексе, не о нежелательной беременности, эти разговоры ждут родителей на подростковом этапе. А о том, что в мире есть достаточно людей, для которых дети представляют сексуальный интерес. Посвящать ребенка во все подробности не нужно, достаточно в игровой манере выработать и закрепить несколько простых правил безопасности- что делать если где-либо, кто-либо предложит вашему ребенку куда-то пойти и что-то показать; если он станет случайным свидетелем эксгибиционизма; если почувствует в транспорте чужую руку на месте, где ее точно не может быть.

Чтобы понять, как не сгущать краски, но при этом дать необходимую информацию и быть уверенным, что ребенок ее принял, вспомните себя в детстве и все свои встречи с сексуальными девиациями взрослого мира, какие эмоции они у вас вызвали, каких знаний вам тогда не хватило?

Подростковый период, пожалуй, один из последних этапов, на котором родителей ждет «разговор про это». В отличие от двух первых, разговор придется инициировать самому. Вопросов «почему?», «как?» и «откуда?» вы вряд ли дождетесь. Потому что, как это не грустно или удивительно для вас, дорогие родители, ваши дети уже все знают. А многие даже умеют. Помните как Король из сказки «Золушки» говорит Принцу: «Почему мне не доложили, что ты уже вырос?». К сожалению, наши дети редко докладывают нам, даже при высоком уровне доверия, где, когда и с кем они «уже выросли». И это не удивительно - вспомните себя в их возрасте. Однако, говорить о сексе с ними можно и нужно. Просто необходимо. Только делать акцент не на технической стороне и не на СПИДЕ и абортах.

Расскажите о чувствах, о самоуважении, о том, что никто не обязан делать то, чего он не хочет, о том, что если беременность все же случилась, вы не бросите своего ребенка и тогда возможно, на психологических форумах станет меньше вопросов из серии:

«Подскажите, пожалуйста, что делать, мой парень хочет секс втроем МЖЖ я не хочу, но он мне ставит рамки либо секс втроем и у нас все хорошо, либо расстаемся??»

Или

«у меня был секс 1 раз в жизни и то много лет назад.. это было ужасно..кроме сильнейшей боли и моря кровы я не увидела вообще ничего.. после я долго боялась повторить это снова, боялась признаться парню что мне снова может быть больно и снова может быть кровь, короче стесняюсь и по сей день того что я неопытна, кому нужно со мной возиться, все то ждут нормального секса, а мне бы попривыкнуть для начала.. отношения длительный и серьезные у меня не получается завязать((.. а мне уже 24 года.. да я знаю что я дура, но мне реально стыдно за себя, за то что я такая отсталая..»

или

«у меня следующая проблема: я парень, мне 19 лет и я испытываю сексуальные фантазии на тему мужчин. Но мне хочется быть нормальным членом общества, чтобы у меня была девушка, однако меня постоянно преследуют какие то навязчивые идеи гомоэротического содержания. Сексуального опыта не имею. Обсуждал эту проблему с друзьями - все говорят выкинь эти глупости из головы и найди себе девушку. Вопрос - как мне понять какая у меня ориентация?».

Комментариев нет:

Отправить комментарий