пятница, 8 июня 2012 г.

Садистские стишки


Маленький мальчик на крыше играл
Крыша закончилась, мальчик упал
Бабушка в комнату кинулась ланью —
Нет, не задел он горшочек с геранью


Садистские стишки (детские садюшки) — советский народный эпос, культурный феномен школоты восьмидесятых-девяностых, трагическим героем коего чаще всего является маленький мальчик — былинный персонаж, предвосхитивший Кенни Маккормика и одновременно героев Тарантино и HTF. Краткое содержание: грубое несоблюдение правил техники безопасности общения с действительностью приводит героя к выпиливанию окружающих, хотя чаще всего — самого себя. Четверостишия размерены четырёхстопным же дактилем и рифмуются . Канон насчитывает более 400 произведений.

История


Стихи про маленького мальчика родом из туманного Ленинграда — культурной, духовной и наркологической столицы этой страны, где стены зассанных подворотен буквально слезятся нигилизмом. Там однажды маленьким мальчиком — а после и большим — жил, шутил и дошутился ОП отечественного чёрного юмора Даниил Хармс. А немного ниже по течению — на Чёрной речке, где за 140 лет до того закончилась классическая русская поэзия — осенью сумрачного 1977-го группа укурков под названием «Коммуна хиппи имени жёлтой подводной лодки» пилила дрова на дворе своей вписки. О том они сложили песнь (заметим, уже с характерными размером и рифмой): «
Вянут цветы, сохнет трава,
Мальчик чахоточный колет дрова.
Прошлой весной — эх, всем бы так, —
В этом дворе нашел он пятак.
Снова взлетает топор в небеса,
Мальчик доволен, трясет волоса.
С присвистом лезвие в мясо вошло,
Вместе с травой детство ушло »




Укурки заловили лулзов с собственного творчества и написали ещё несколько канонічних стишков. А потом они рассказали об этом своему младшему брату, и мем ВНЕЗАПНО распостранился по просторам Союза чуть более, чем повсеместно. Суть


Из чего ткались эти стишки? Они соткались из всего того, что окружало школоту в сумрачные семидесятые. Из мещанства родителей («ищет ботинки за сорок рублей»). Из напускного официоза в школе и зомбоящике. Из пионерской организации. Из анекдотов про Брежнева, услышанных от взрослых. Из хриплых записей «Битлз». Из жестокости взрослых по отношению друг к другу и к самой школоте. Из смрада бытия. И ещё из заноз от деревянных игрушек, прибитых к полу намертво.

Стишки ни в коем случае не поучают, как правильно обращаться с бетономешалками и невзорвавшимися немецкими боеприпасами. Классические садистские стишки вообще никак не коментируют действительность. Герой самоотверженно идёт на контакт с окружающим взрослым миром и получает по полной. Он появляется почти безмолвно и так же безмолвно уходит. Смерть его комична. Её описание брутально и бесстрастно, как фотография.

… Портрет героя в юности

Маленький мальчик это —
не Давид. В отличие от персонажа еврейской сказки, с маленьким мальчиком чудес не случается. «Вместе с ногами детство ушло»;
не Вовочка — ему некогда шутить, материться и лежать на Гальке;
не поручик Ржевский — он держится подальше от сверстниц, у него есть свои дела;
 не Карлсон.

На самом деле, маленький мальчик —
это прежде всего мальчик;
растёт в неблагополучной семье;
профессионально владеет огнестрельным оружием;
принимал участие ещё в сказках братьев Гримм;
мужественен и целенаправлен, даже если траектория его неумолимо, заведомо трагична;
это маленький человек, а человеку свойственно ошибаться;
неубиваем;
принимает смерть с улыбкой на губах («Ей из стены улыбается сын»).

Отступая от канона


Правила канона элементарны:
маленький пацан идёт к успеху
встречает подводный камень, часто техногенный (Белаз, унитаз)
получает премию Дарвина
стих должен ложиться на мелодию «чахоточного мальчика»
и НИКАКОЙ отсебятины!

 «
Мальчик на озере прорубь колол,
Сзади подкрался к нему ледокол.
Долго ручонки царапали лед:
Как ни прискорбно, но мальчик помрет »
— Игорь Мальский, из той самой вписки на Приморском


Всё гениальное — просто! Но не успели хипари создать шаблон, как тут же порвали его на самокрутки. Впрочем, на то они и правила, чтобы их нарушать на свою жопу. Например, мальчик иногда обретает женскую форму

: «
Девочка к папе на стройку пришла,
Девочка папе обед принесла.
Под шлакодавкой увидел отец
Пару косичек и платья конец »
— Тоже из вписки


Как видно из этого эксперимента, мальчик превращается из Гамлета в обыкновенную ТП. Да ещё конец торчит. Аналогично проваливаются попытки (со стороны взрослых) политизировать маленького мальчика

: «
Мальчик на улице доллар нашел,
С долларом мальчик в «Березку» пошел.
Дедушка долго ходил в Комитет.
Доллар вернули, а мальчика нет »


Также неправославны (хоть и общеприняты) попытки вооружить мальчика стрелковым оружием любого калибра.

Наконец, общеизвестный цикл стихов про сантехника Потапова — пострадавшего в ходе детской игры в Гестапо — строго говоря не относится к классике, хоть он и зародился примерно там же и тогда же, схож по форме, и весьма органично влился в жанр. А разгадка одна: у маленького мальчика богатый внутренний мир, и он никогда не играет с малолетними долбоёбами. Даже в Гестапо.

Значимость


О значимости мема говорить бессмысленно, потому что стишки знают все-все-все, и контрольной группы быть не может. Изменили ли садистские стишки мировоззрение и систему ценностей двух поколений обитателей этой страны?. Стишки являлись скорее результатом, нежели причиной, скорее детектором, чем влиянием. Однако мировоззрение это живёт и здравствует.

Современный вождь этого народа, например, в 1977 году работал в контрразведке Ленобласти, и скорее ловил тех самых укурков, нежели собирал их творчество. Однако с чёрным юмором Путин знаком не понаслышке. Например, фраза «она утонула» вполне себе подходит по тембру в конец четвёртой строчки.

Стишки эти выросли независимо, как грибы в углу питерской вписки, в относительной изоляции от тлетворного западного влияния. Однако они предвещали общий срыв на разочарование и нигилизм в среде молодёжных субкультур последних трёх десятилетий — от панк-рока до этого вашего Южного Парка, до, впрочем, и сего ресурса. Из-за появления интернетов явление сие, скорее всего, смешается в потоке общего медиа-шлака и будет спрессовано под весом всё наплывающего инфо-мусора и превратится в ископаемое — оно просто станет неактуальным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий