воскресенье, 26 февраля 2012 г.

Ей нужен верный друг. Ему нужна партнерша для игры в любовь


На ставших ныне модными телевизионных ток-шоу, когда обсуждаются причины супружеской измены, частенько приходится слышать из уст психологов, сексологов и прочих специалистов такое обобщающее утверждение: все мужчины прежде всего самцы, их поведение продиктовано стремлением оплодотворить как можно больше самок, это примерно как лев в прайде, где на нескольких половозрелых самцов приходится гарем самок. Когда слышу такое, мне хочется подсказать специалисту аналогичное сравнение, но еще более точно иллюстрирующее эту мысль: как петух в большом курятнике, который оплодотворяет на порядок больше кур, чем лев львиц в своем гареме. И если уж специалисту приспичило сравнивать, то почему бы не сравнить мужчин с волками? То же ведь самцы, да еще какие! Если лев, живущий в прайде, не охотится, эдакий праздный лежебока, а еду для всего прайда добывают львицы, то волк, можно сказать, идеальный семьянин, он всю добычу приносит в семью, он верен своей волчице, любит своих детей, не ходит налево, не заводит себе волчицу из молоденьких. Неужели все мужчины ведут себя, как львы или петухи, и нет ни одного такого, которого можно было бы сравнить с волком? Конечно же, не все. Есть львы, петухи и волки, и еще, наверное, другие. Поэтому я против легкомысленных обобщений, против употребления местоимения «все», которое не проясняет, а лишь напускает туману на истину.
Столь же однобоким мне представляется расхожее мнение, что мужчины вступают в брак, чтобы иметь партнершу для развлечений, в то время как женщины надеются найти в муже верного и надежного друга. Не менее расхожим и однобоким является мнение, что мужчине в браке нужна прежде всего домохозяйка и по совместительству нянька, а любовницу он найдет вне семьи, в то время как женщина вступает в брак, чтобы обеспечить себе безбедную жизнь, поэтому и выбирает мужа, способного зашибать монету. Еще считается, что у мужчин слабее развит инстинкт отцовства, чем у женщин инстинкт материнства, что мужчины воспринимают окружающий мир посредством зрения, а женщины посредством слова, что мужчины более рациональны, а женщины более эмоциональны, что мужчины более склонны к занятию точными науками, а женщин тянет заниматься различными видами творческой деятельности, мужчины более влюбчивы, чем женщины, а женщины более разговорчивы, чем мужчины, кроме того, женщины более склонны к полноте и более сексуальны, чем мужчины. В общем, мужчины такие, а женщины эдакие. Мужчинам присуще это, а женщинам присуще то. Мужчины поступают так, а женщины поступают этак. Мужчины думают так, а женщины не так, как мужчины. Мужчинам нравится, чтобы... а женщинам это не нравится.
Разумеется, мы все прекрасно знаем, что мужчина и женщина отличаются друг от друга физически, то есть, если оголить его и ее и поставить рядом, то не будет ни малейшего шанса ее принять за мужчину, а его за женщину. Но когда речь заходит о темпераменте, характере, склонностях и наклонностях, способностях, одаренности, поведении, привычках, манерах, морально-этических и идейных убеждениях, то здесь уже врядли получится выделить что-либо исключительно мужское или сугубо женское. В реальной жизни можно встретить немало мужчин и женщин с одинаковыми или очень похожими темпераментами и характерами, способностями и склонностями, манерами и привычками. Есть женщины и мужчины, придерживающиеся одних и тех же моральных принципов, имеющие одинаковые мировоззренческие взгляды, дающие одинаковую оценку тем или иным явлениям окружающей их действительности и поступкам людей. Конечно, существуют и результаты научных исследований, доказывающие наличие психологических различий между полами, но при этом сами исследователи признают, что их выводы применимы к неким «средним» или «типичным» мужчине и женщине, и они вынуждены согласиться, что в реальной жизни есть женщины с «мужскими» особенностями характера и психики и есть мужчины с аналогичными «женскими» особенностями, что лишний раз доказывает, что в реальной жизни мы имеем дело с конкретными индивидуумами мужского или женского пола, а не с некими усредненными типами, которые удобны для научных обобщений. При этом замечательная особенность реальной жизни заключается в том, что она не стоит на месте. Женщины 21-го века в европейских странах – это не женщины 19-го века в тех же странах, не говоря уже о женщинах еще более отдаленных времен. Женщины доказали на деле, что во многих сферах человеческой деятельности они не уступают мужчинам. Сегодня, к примеру, женщины служат в армии, на военных кораблях и даже на подводных лодках. Женщины принимают участие в боевых действиях и нередко ведут себя более мужественно, чем их соратники-мужчины. Поэтому, за исключением физических и половых признаков, мужчины и женщины могут быть очень даже похожи своими общечеловеческими качествами. И если вернуться к заголовку этой статьи, то, несомненно, есть не только женщины, которым нужен верный друг, но и мужчины, которым нужна верная подруга, равно как есть не только мужчины, которым нужна партнерша для игры в любовь, но и женщины, которым нужен партнер для все той же надобности.  Если говорить о супружеской измене, то элементарная логика подсказывает, что измена маловероятна в том случае, если мужчина и женщина, ставящие верность превыше всего, нашли друг друга в счастливом браке, если они подходят другу другу как по сексуальным, психологическим, так и по моральным и мировоззренческим параметрам, причем это могут быть, что называется, родственные души, а могут быть и не похожие характерами, но удачно дополняющие друга друга. Такая пара воспринимает секс и любовь как нерасторжимое органическое единство, в котором душевное сливается с физическим, благодаря чему это единство становится лишь прочнее. И супружеская измена практически неизбежна, если один из супругов исповедует верность, а другой (или другая) изначально настроен на сексуальное общение не только со своей половиной, но и с другими женщинами (или мужчинами). Причем измена во многих случаях влечет за собой разрыв отношений или развод, и в этом, что ни говори, радости мало, но это и шанс найти кого-то, кто был бы тебе верен, если ты исповедуешь верность, или разделял бы вместе с тобой идеалы свободной любви, если эти идеалы тебе ближе, чем традиционная супружеская верность. А в том союзе, где мужчина и женщина видят друг в друге прежде всего партнершу или партнера, секс и любовь, как правило, разделены и секс с другим или другой не считается изменой. Мне вспоминаются студенческие годы и откровение, которым поделился с нами, парнями, наш товарищ, женившийся на сокурснице: «Она мне прямо сказала, что, мол, как хочешь, но я оставляю за собой право узнать и других мужчин. Ведь ты до меня знал других женщин, а меня ты получил девочкой. Это будет только справедливо, для равновесия, так сказать». Естественно, мы поинтересовались, каким был его ответ. Наш товарищ пожал плечами: «Я сказал ей: «Ладно, я не против, пусть будет у тебя это право», а про себя подумал: и у меня тоже».
Думаю, что склонность к супружеской измене, как и к супружеской верности, больше обусловлена генетически и меньше воспитанием, влиянием окружающей среды и людей, с которыми с детства общается человек. Врожденное в человеке, идущее от заложенных в него генов, все-таки сильнее, чем приобретенное воспитанием и даже личным опытом. Человек, генетически склонный к супружеской измене, может сознательно вести себя в соответствии с принятой в обществе моралью, осуждающей измену, но время от времени генетическое берет верх и он (или она) изменяет. Жизнь одного из моих друзей как нельзя лучше иллюстрирует это. Мой друг женился по любви, во всяком случае, он не раз мне об этом говорил. Первый раз он изменил уже через три года после свадьбы. Жена уехала с маленьким сыном к матери в другой город на двадцать дней, а он остался в квартире один, чтобы сделать ремонт: положить кафельную плитку на стены в ванной комнате и на кухне. Та, которая подвигла его на измену, жила в том же доме, только в другом подъезде, и работала в одной конторе с его женой. За двадцать дней мой друг успел сделать запланированный ремонт и поспать с коллегой жены, да так, что она забеременела и он по-джентельменски дал ей денег на аборт. На этом все и закончилось. Когда он поделился со мной этим своим приключением, я сказал ему: «Послушай, скажи честно: кто из них двоих лучше как женщина?». Он, не задумываясь, ответил: «Конечно же, Маша» (имя я изменил). «Так на кой же ляд ты затеял этот роман, да еще с той, которая работает в одной конторе с Машей? Ведь она может и проболтаться. Тогда что?» «А черт его знает, почему меня угораздило! Просто так получилось». У него была женщина в Ленинграде, куда он наведывался раз в квартал, чтобы поработать с коллегами над каким-то общим проектом. С одной молоденькой он ездил в отпуск в Крым, знаю, что этот роман продолжался некоторое время и после отпуска. В начале 80-х я уехал из родного города, потом года через два был проездом и заскочил повидаться, дома застал Машу, которая сквозь слезы и с какой-то не свойственной ей обозленностью говорила мне, что «дружок твой» сейчас на пляже и что она прекрасно знает, с кем он там «загорает на песочке». Потом, уже в начале 90-х, я узнал, что они расстались, причем друг пожаловался, что в его отсутствие, когда он уехал навестить умирающего отца, Маша завела себе молодого любовника, «годящегося ей в сыновья» и демонстративно встречалась с ним, «игнорируя элементарные приличия». В итоге они продали за дешево прекрасную четырехкомнатную квартиру, поделили деньги и разъехались: Маша уехала к одинокой старшей сестре, с которой живет в двухкомнатной «хрущевке», мой друг пристроился к разведенной женщине его возраста, о которой он сообщил только то, что «есть кому постирать и погладить его рубашки». Два взрослых сына и бывшие муж и жена живут сегодня в разных городах. Время от времени он и она навещают сыновей, но делают это так, чтобы друг с другом не встречаться.
А вот что рассказал мне товарищ по работе, когда мы с ним были в командировке и вечером в гостиничном номере «выпили по маленькой», чтобы чуток расслабиться. Этот мой коллега из тех мужчин, кого сегодня можно было бы назвать новомодным словом «мачо», в нашем НИИ женщины на него смотрели не так, как на других мужчин, и этого нельзя было не заметить. Он мог бы без особого труда соблазнить любую из тех, кто на него так поглядывал, но он этого не делал. Как это часто бывает, в «расслабленном состоянии» разговор зашел о женщинах. Без особого умысла я спровоцировал коллегу на откровение, сказав, что природа наградила его мужской привлекательностью и воспользоваться этим не было бы большим грехом. На мою нечаянную провокацию последовал очень искренний, хорошо запомнившийся мне монолог: «Не знаю, поверишь ли мне, но меня совершенно не тянет на такого рода подвиги. Да, я понимаю эти взгляды, да что там взгляды, меня даже обнимали за плечи, прямо на рабочем месте и как бы невзначай, приходилось тихонько отстраняться, чтобы не обидеть, и делать вид, что я этакий лопух и ничего не понимаю. Я люблю свою жену, а она любит меня. У меня были добрачные связи, но все теперь в прошлом. Все, что было до нашей встречи, не в счет. Мы с ней один раз поговорили на эту тему и договорились, что измена одного из нас будет равносильна разрыву отношений. Поэтому я ее не ревную и она, надеюсь, тоже не ревнует. Я понимаю, какая это огромная удача, что мы с ней нашли друг друга в этом мире, где столько самых разных людей, и не всем выпадает такая удача. Вот говорят: «вторая половина», но для многих это всего лишь синоним к слову «жена». А для меня не так, у меня почти физическое ощущение, что она действительно моя половина, хоть вдоль, хоть поперек. У нас с ней полнейшее взаимопонимание, мы одинаково смотрим на мир и на то, что происходит вокруг нас. Я вижу, что для нее главное, чтобы мне было хорошо, чтобы я был счастлив, и я тоже стараюсь, как могу, чтобы ей было хорошо со мной. Ты говоришь, что «не было бы большим грехом». А для меня сама мысль об измене совершенно невозможна. Как я могу предать ее? Как я могу причинить ей боль? И ради чего? Раз уж у нас такой разговор, я тебе скажу, что у меня даже появляется какая-то брезгливость при мысли о близости с другой женщиной, как будто речь о том, чтобы мне надеть на себя чужое нижнее белье...». Эти двое уже тридцать пять лет вместе, они отметили эту дату, называемую жемчужной свадьбой, вместе с детьми и внуками. Не сомневаюсь, что если позволит здоровье, у них будет и золотая свадьба.
Все, что здесь написано, не для того, чтобы морализировать, поучать читателя, как ему жить, изменять или не изменять, да и бесполезное это занятие: все равно каждый человек слушает прежде всего самого себя. Автор этой статьи принадлежит к поколению, которому в вузах преподавали такой предмет, как «научный коммунизм», согласно которому человека можно воспитать и даже перевоспитать. Конечно, и воспитанием не следует пренебрегать. Но генетическое в человеке все-таки сильней. Меня, когда-то верившего в первенство воспитания, жизнь убедила в том, что гены (то есть врожденные качества человека, его естество) при любом раскладе все-таки берут верх. Поэтому кто-то не станет изменять потому, что это противно его естеству, то есть для него это противоестественно, а кто-то будет изменять потому, что его естество предрасполагает и побуждает его к этому, то есть для него это естественно. Женщины, испытавшие горечь супружеской измены, нередко говорят, что «все мужчины кобели», подразумевая под этим, что мужику лишь бы перепихнуться и все равно с кем. В этих словах кроется горькая обида на мужчину, которому женщина была верна, и одновременно стремление успокоить себя и уменьшить боль, которую причинил изменщик: ведь если они все такие, то тут уж ничего не поделаешь и горевать бессмысленно. Народная пословица гласит: «Если сука не захочет, то кобель не вскочит». Если верна эта истина, то из нее следует что сучек, всегда готовых перепихнуться не только с супругом (законным или гражданским), как минимум столько же, сколько и кобелей. И, казалось бы, нужна самая малость в этом мире таких разных и таких похожих мужчин и женщин, чтобы не испытать горечь супружеской измены: каждый потенциальный верный друг должен найти себе верную подругу, но это как раз и самое трудное.

Комментариев нет:

Отправить комментарий